fbpx


Our Promotion

Save, Сэкономьте, Ahorrar
×
The 2024-2025 school year starts on September 15th. (31 Aug 2024)

Watch for our updated guidelines to be published before then.

× Блог Елены Хайнер

МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: Софт Моцарт

More
13 Apr 2015 08:50 #18692 by hellene
Мои тезисы для семинара - практикума, прошедшего в Университете им. Герцена. Часть 1.
Currently this speech is in a process of translation by several volunteers and will be available within a week for English speaking community.

26 Марта 2014.
МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ ЦИФРОВОГО ВЕКА: "SOFT WAY TO MOZART"
Уважаемые коллеги!

Я приветствую вас на нашем Международном Семинаре – практикуме «Музыкально-компьютерные технологии в школе цифрового века: «Soft Way to Mozart»!

Для меня – большая честь иметь возможность представить вашему вниманию плод моих многолетних исследований – компьютерную систему обучения чтению нот с листа, развития слуха и музыкальной памяти – программу «Soft Way to Mozart» или «Софт Моцарт».

Особенно хочу отметить, что в настоящее время, когда политическая ситуация в мире накалилась, мы собрались именно здесь, в России, в Университете имени Герцена, чтобы сфокусироваться на интересах музыкального образования и развития культуры наших детей, подумать о применении возможностей современной науки и техники в этой области. Политические ситуации меняются, а этот вопрос всегда актуален!

Немного обо мне, авторе программы «Soft Way to Mozart» В США и других странах мира меня зовут Хелен Хайнер. Это имя легко пишется и произносится на разных языках. Но для России я - Елена Владимировна Николаева, рожденная в СССР, в городе Бокситогорск Ленинградской области. Я - выпускница Русской Школы Музыки, закончила музыкальное училище им. Косенко в г. Житомире и консерваторию (Университет Искусств им. Котляревского) в г. Харькове. Все мои исследования и разработки построены на фундаменте именно Русской Школы Музыки, которая была единой для всех республик бывшего СССР. После глубокого изучения других школ мира, таких как Английская Королевская Школа музыки, Американские методические системы, Сузуки, Ямаха и другие, я считаю, что равного Российскому музыкальному образованию в мире нет.

Упрощать сложно. Имя мое звучит по-разному не случайно. Для меня очень важен ПРАКТИЧЕСКИЙ СМЫСЛ всего, что связано с продвижением моего изобретения: программы «Софт Моцарт». Давайте вместе подумаем: если бы я не меняла имени Елена на Хелен (не говоря уже об отчестве), сколько бы усилий представители разных стран потратили бы на произношение имени «Елена»? В английском языке, например, нет фонемы «ле» и мои собеседники бы долго пробовали произнести мое имя как «Елиенна», «Елиана» и так далее. Усложнять просто – упрощать сложно. Важно понимать, какое упрощение продвигает нас вперед, а какое может нанести вред тому или иному явлению.

Работая над системой «Софт Моцарт» я поставила своей целью найти такие упрощения, которые бы не нанесли вреда уже выстроенному зданию музыкального образования. С уверенностью заявляю вам, что мне удалось этого достичь, в чем вы сможете убедиться чуть позже.

Сегодня мы собрались с вами, чтобы обсудить важнейшую тему современного обучения – применение музыкально-компьютерных технологий в музыкальном образовании. Для многих профессоров музыкальных факультетов университетов и консерваторий, а также традиционных учителей музыки сочетание «музыкально-компьютерные технологии» вызывают ассоциацию со скрипучим, искаженным неживым электронным звуком. Я сама прошла через это заблуждение. Давайте попробуем переосмыслить это.

Back to the Mozart
The following user(s) said Thank You: olivia

Please Log in or Create an account to join the conversation.

More
13 Apr 2015 09:06 - 13 Apr 2015 09:08 #18693 by hellene
Начнем с названий: слова «компьютер» и «цифровой» нами воспринимаются как нечто сухое, абстрактное, лишенное эмоциональной окраски. Это ли не препятствие, как имя «Елена» для английского произношения? Давайте попробуем преодолеть наши опасения и трудности восприятия и увидим, что мы можем приобрести, сфокусировавшись на сути явления, а не на его названии.

Тем более, что пока мы размышляли, наши конкуренты – дельцы большого бизнеса - успели опередить нас: именно с помощью компьютерных технологий забрали полезное для наших детей время на компьютерные «стрелялки» и бесполезные игрушки. Именно они, а не мы, тщательно изучили психологию восприятия детей XXI века. Они, а не мы, являются властителями душ современной молодежи. Наша задача сегодня – отнестись очень серьезно к этой проблеме. Наша стратегия - воспользоваться всеми знаниями, которые успели получить рекламодатели и дизайнеры компьютерных игр, чтобы использовать это для воспитания наших детей и обучения их полезному важному и вечному. О том, как мы можем это сделать, я расскажу далее в своем докладе.

Что такое компьютер с точки зрения обучения? Это – способ интерактивного общения с программой или с человеком посредством цифрового кода. Сегодня компьютерные технологии – это мощнейший образовательный и воспитательный ресурс. Если ранее требовалось множество усилий, чтобы найти литературу по теме исследования, сейчас такая информация извлекается щелчком компьютерной «мыши». С помощью Интернета можно обменяться мнениями, общаться с людьми из любой страны, в любой точке планеты. Знания и умения стали распространяться мгновенно – и это хорошо. Но мы еще не воспользовались всеми инструментами цифрового века в образовании: возможностями интеракции, компьютерной графики, звуковых возможностей для создания, развития и совершенствования музыкальных навыков, применимых в повседневной академической практике.

Позволю себе смелость провести несколько неожиданную аналогию: Леопольд Моцарт, обучая
детей музыке, взаимодействовал со своими детьми, был доступен, осведомлен, способен поправить ошибку, проиграть «как нужно», оценить ошибки детей и помочь исправить их. Все это сегодня может сделать компьютерная программа «Софт Моцарт». При этом она никогда не потеряет душевного равновесия и не даст тумака за не усвоенную ошибку. Нужно ли это нашему музыкальному образованию? Думаю, мы вместе ответим на этот вопрос по окончанию этого семинара.

Я часто слышу вопрос: «Зачем нам столько «моцартов»»? Многие боятся, что моя компьютерная система будет способствовать закрытию и сокращению музыкальных школ. Это неверно! Нам очень нужны талантливые люди. Музыка развивает мозг человека, в особенности игра на фортепиано. Нам нужны талантливые слушатели с развитым музыкальным мышлением. Ничто так не развивает музыкальные способности, как личный опыт игры на музыкальном инструменте.

Если читать музыкальный текст и играть на фортепиано станет популярным и повсеместным, то из широкой массы любителей обязательно откристаллизуется достаточно объемный пласт одаренных детей. Музыкальные школы, филармонии, концертные залы и театры не только не закроются, они смогут процветать без помощи каких либо дотаций. А специалисты, которые будут шлифовать созданные навыки, получат больше времени, чтобы оттачивать мастерство и направлять обучение в правильное русло. Вместо рутинной работы они смогут заняться тем, в чем их предназначение – творческим развитием личности.

Для того, чтобы понять, как «зацепить» наших детей музыкальным образованием, хочу обратить ваше внимание на важнейший феномен, который дала человечеству природа и который сейчас широко эксплуатируется производителями компьютерных «стрелялок». Когнитивная потребность. Это - базовая потребность человека. Но, познавая мир, мы осторожны ступая по неизведанной территории; мы идем мелкими шажками, проверяя, не опасно ли сделать следующий шаг. Каждый такой проверочный «шажок» я называю «когнитивным запросом». Он состоит в том, что мы как бы спрашиваем: «Правильный ли это шаг? Если нет, то в чем моя ошибка и как ее исправить?» Немедленное удовлетворение этого запроса дает человеку чувство уверенности и помогает двигаться дальше с большей уверенностью. Сегодня оказалось, что скорость ответной реакции на такой запрос критична.

Именно этот когнитивный запрос толкает нас на общение в сети. Мы делимся мыслями, информацией, суждениями – и ждем немедленной реакции окружающих.

Facebook гениально использовал самую суть когнитивного запроса, предложив простую кнопку ‘like’ для своих пользователей. Как оказалось, это простое решение стало чрезвычайно популярным среди миллионов людей, которые получили немедленное удовлетворение собственных когнитивных запросов.

Интерактивность (взаимодействие) как основополагающая функция немедленного удовлетворения когнитивных запросов.

Итак, когнитивный запрос - это жажда информации мотивированного сознания.

Именно этот механизм, подаренный нам природой, используется в большом бизнесе как крючок, на который попадаются наши дети. Почему люди сегодня проводят часы за компьютерными играми, совершенствуя практически ненужные навыки нажатия пары кнопок джойстика – и в то же время не спешат садиться за музыкальный инструмент, где они могут сочетать приятное с полезным и выучить музыкальное произведение и научиться читать музыкальный текст?

Потому что компьютерные игры немедленно отвечают на «когнитивные запросы» каждого, а мы продолжаем учить так, как привыкли в те времена, когда ожидание писем и ответов на свои вопросы длилось неделями или даже месяцами.

Не будем ругать за это новое поколение цифрового века, «испорченное компьютерными играми». Мы сами, каждый из нас, не являемся исключением: если мы не получаем немедленного удовлетворения наших когнитивных запросов сегодня, мы склонны к фрустрации и потере интереса к любому виду новой деятельности или знания. Так, без четкого ответа на вопрос «правильно ли мое действие» и «что сделать, чтобы исправить ошибку» наше сознание склонно впадать в состояние, сходное с зависанием компьютерной программы. Однако взрослый человек имеет опыт усидчивости, воли, терпеливого поиска. Мы росли без мобильных телефонов, без СМС-ок, без Скайпа и электронной почты. Мы привыкли ждать, терпеть, и соизмерять.

Back to the Mozart
Attachments:
Last edit: 13 Apr 2015 09:08 by hellene.
The following user(s) said Thank You: olivia

Please Log in or Create an account to join the conversation.

More
13 Apr 2015 09:14 #18694 by hellene
Поколение XXI века ждать не хочет. Каждому надо здесь и сейчас понять: может он сыграть полюбившееся произведение сейчас, когда он хочет – или нет. Учитывая то, что когнитивная потребность является одной из базовых в человеке, а также факт, что ускорение обмена информацией стало огромным, получаем острую необходимость в пересмотре наших подходов к образованию наших детей. Старые методы едва работают и с каждым днем мы теряем нашу репутацию среди детей и юношества.

Любовь к музыке и желание уметь самому играть на инструментах в наших детях не только осталось, но и возросло. Вспомним хотя бы тот бум, который переживают компьютерные игрушки типа ‘Guitar Hero’ и ‘Garage Band’ во всем мире.
Миллионы пользователей покупают эти программы. Однако знаете ли вы, что ‘Guitar Hero’, например, не учит играть на настоящей гитаре? Читать настоящий нотный текст эта игра тоже не учит. Но наши дети часами совершенствуют никому не нужный навык игры на искусственном, специально сделанным только для этой игры, инструменте. Получается, что музыкально безграмотная корпорация сегодня учит наших детей музицировать, причем в массовом порядке, а мы, специалисты высокого класса, остаемся не у дел. Это – серьезный сигнал для нас, педагогов и методистов.

Самое время нам вмешаться в этот процесс, чтобы научить детей играть Моцарта и Баха на настоящей клавиатуре и с помощью настоящего нотного текста. О том, как мы можем это сделать уже сейчас - наш семинар.

Мотивация. Одной из самых важных проблем в обучении музыке сегодня является недостаток мотивации учиться долго и тяжело. Одной из причин недостатка мотивации является недостаток немедленного удовлетворения когнитивных запросов. Можно сколь угодно говорить о полезности обучения музыке, отсутствие успехов в обучении станет решающим фактором в уничтожении мотивации индивидуума.

Мы преувеличиваем роль «любимой пьесы» в желании учиться музыке. В этой связи приведу такой пример: до повсеместного применения Азбуки с картинками еще в конце 19 – начале 20 века Лев Толстой выдвинул гипотезу, что интересный, красочный рассказ может явиться достаточным условием для преодоления проблем чтения текста. Он лично придумал Азбуку (1872 год), в которой написал увлекательные короткие рассказы для детей. Этот подход не получил резонанса в образовании и не решил проблемы всеобщей безграмотности. Недостающим звеном Азбуки Толстого явилось отсутствие немедленного удовлетворения когнитивного запроса. Долгосрочная цель (прочесть рассказ и понять его красоту как результат) оказалась слишком отдаленной, а отсутствие немедленного удовлетворения когнитивного запроса «что это за буква и как ее читать» слишком очевидной и реальной проблемой. Только использование картинки, поставленной рядом с абстрактным знаком, решило проблему проговаривания и запоминания букв. Этот подход казался чересчур примитивным и опасным. Сейчас трудно поверить, что еще в начале 20 века многие педагоги и методисты категорически оспаривали использование картинок в обучении буквам. По их мнению, такой подход «испортит» наших детей, и они никогда не смогут потом научиться читать обычные тексты.

Они не учли феномена наших когнитивных потребностей, который состоит в том, что получая немедленные ответы на наши когнитивные запросы, мы быстро выстраиваем себе площадку для новых когнитивных потребностей и запросов - и этот процесс бесконечен. Более того, чем более уверенно мы чувствуем себя в той области, которую изучаем, тем смелее и настойчивее стремимся расширить наши знания и усовершенствовать наше мастерство.

Именно это свойство используют дельцы большого бизнеса, «подсаживая» наших детей на освоение все более «сложных» уровней бесполезных игр. Они используют заложенные в человеке когнитивные функции для решения ненужных, бесполезных, а порой опасных задач.
Мы можем «переиграть» эту хитрость, подменив азарт накопления виртуальных богатств на накопление истинных ценностей: в моей программе дети увлечены разбором музыкальных произведений, они соревнуются в том, кто и сколько прочтет пьес и какого уровня будут эти пьесы при наименьшем количестве ошибок. По сравнению с нашими конкурентами нам не нужно придумывать фальшивый искусственный фантастический мир. Музыкальное искусство является неисчерпаемым источником настоящих сокровищ, которые действительно обогатят каждого человека.

«Soft Way to Mozart» как традиционный и опробованный столетиями подход в обучении новому. Многие преподаватели музыки называют мою систему новой, уникальной. Это не совсем так. Если заглянуть в суть программы, вы увидите, что этот подход является повторением пройденного: я применила те же самые методы, что давно используются в обучении грамоте – сделала Нотный стан Азбучным и Интерактивным и разработала пошаговые модификации нотного текста по принципу постепенного наращивания абстрактной информации в балансе с уменьшением «конкретных подсказок». Так дети переходят от Азбуки к букварю, от книжек с картинками – к повестям и рассказам, от повестей и рассказов – к романам и научным фолиантам.

«Soft Way to Mozart» - это Азбучный и Интерактивный нотоносец. В обучении детей грамотности мы давно привыкли изменять визуальную подачу текста для удобства его прочтения людьми разного возраста и разной подготовки. Я пошла точно таким же путем. По принципу Азбуки с картинками я выделила абстрактную единицу – ноту - и расшифровала ее с помощью конкретных образов. Например, в каждой ноте заложены следующие параметры
- имя
- локальное положение (на линейке или между линейками)
- положение в системе Нотоносца (которая по счету линейка или пространство между линейками)
- длительность

Как в Азбуке, я поставила имя прямо в кружок нотного знака. Ноты на линейках и между ними я раскрасила в два контрастных цвета. Перевернула Нотный стан и подчеркнула его симметричность с помощью цветового кода. Я также визуально «объяснила» длительность нот с помощью мультипликации и компьютерных технологий.

Нотный стан, повернутый ключами вверх, и клавиши оказались в этой системе координат единым целым. Нота «До» первой октавы получилась своеобразным полюсом, точкой отсчета в этом музыкальном «градуснике» нотных координат.

Цвет и картинка помогли мне выделить индивидуальные особенности каждого абстрактного нотного значка.

Подход к цветовой гамме и изображениям, примененным в моей системе, оказался тоже уже опробованным в мировой педагогической практике.

Back to the Mozart
The following user(s) said Thank You: olivia

Please Log in or Create an account to join the conversation.

More
13 Apr 2015 09:32 - 13 Apr 2015 09:36 #18695 by hellene
Так, картинки с названиями нот («до» - домик, «ре» - репка в русском языке) позаимствован из Азбуки.

Выбор красного цвета для обозначения нот на линейках и голубого – для нот между линейками идет от ассоциации с рукой Гвидо Аретинского, где пальцы – это линейки, а пространство между ними – воздух.
Нотоносец мною был обозначен двумя неконтрастными, но взаимодополняющими цветами: коричневым и зеленым. Это цвета природы, цвета дерева, где переход от ствола к кроне обозначает постепенный переход звукоряда от низких звуков к высоким.


Как вы видите, в моем выборе декодирования абстрактных понятий конкретными образами не было ничего случайного, такого, что уже не заложено в музыкальную систему изначально.

Как и ожидалось, эти уже опробованные до меня приемы декодирования абстрактных понятий конкретными помогли нам в значительной степени добиться немедленного удовлетворения некоторых когнитивных потребностей учащихся, таких как: как называется эта нота и как ее найти на клавиатуре.

Однако особенности музыкального языка (по сравнению с разговорным и литературным) поставили меня перед необходимостью решения более сложных задач. Оказалось, что их невозможно решить путем вспомогательной графики. Современные музыкальные технологии явились лучшим инструментом решения таких проблем. Именно они помогли мне выстроить процесс понимания и декодирования нотного текста наиболее эффективно. Именно цифровой подход помог мне разработать систему, основанную на немедленном удовлетворении когнитивных запросов учащихся.

Поэтому теперь, когда родители и преподаватели многих стран говорят мне, что детей трудно оттащить от уроков фортепиано, на которых используется программа «Soft Way to Mozart», я считаю, что именно в этом направлении нам всем нужно двигаться и далее совершенствовать данный подход. Музыкальное чтение – и чтение текста с точки зрения немедленного удовлетворения когнитивных запросов стоят на различных уровнях. В чем разница? Музыкальный язык – абстракция высшего порядка. Обучение грамоте опирается на конкретные слова, определяющие конкретные образы. Обучаясь чтению, начинающий может положиться на собственную речь. Он также может получить помощь окружения, которое немедленно поможет определить ошибку и подсказать, как ее исправить. В музыкальном чтении, за редким исключением, нет реальной возможности получить немедленные ответы на когнитивные запросы сознания. Для многих начинающих самым большим испытанием становится необходимость оставаться один на один с музыкальным текстом.

И вот тогда цифровое фортепиано или синтезатор, соединенный с компьютером, становится эффективным тренажером, незаменимым инструментом для становления, развития и даже совершенствования навыков чтения нот с листа, развития слуха и голоса, развития мелкой моторики, координации обеих рук, разучивания произведений наизусть и многих других простых и сложных действий. Проблемы зрительного восприятия музыкального текста, как основная преграда в обучении музыкальной грамотности.
Можно ли научиться играть в теннис на роликовых коньках? Так сложилось, что нотная запись, задуманная Гвидо Аретинским как наглядное пособие, помогающее хористам видеть движение одноголосной мелодии, с развитием многоголосия перестала быть наглядной.

Точка оптимального восприятия. Первым камнем преткновения при считывании нотного текста являются физиологические особенности строения глаза человека. Наше глазное яблоко находится в постоянном движении и даже когда мы фиксируем взгляд на объекте, нам только кажется, что изображение стабильно. Стабильное изображение осуществляется с помощью сознания. Попадая в кору головного мозга зрительные сигналы – импульсы - обрабатываются и связываются с друг другом с помощью зрительной памяти.

Для того, чтобы объект привлек внимание, был виден, рассмотрен и проанализирован, необходимо, чтобы человек его мог быстро распознать, вычленить из общего визуального потока и зафиксировать в памяти как стабильный образ.

Так мы учим новорожденных видеть сначала большие яркие игрушки. Мы используем погремушки для того, чтобы помочь ребенку вычленить объект не только с помощью яркого цвета, но и шумовых эффектов. Постепенно игрушки становятся меньше, приобретают все больше и больше деталей. Буквы алфавита мы тоже сознательно увеличиваем, делаем выпуклыми и осязаемыми. Ребенок может не только увидеть, но и потрогать их, услышать, как они звучат и даже попробовать на зуб!
Когда мы начинам обучать наших детей чтению, мы также сталкиваемся с тем, что соединять буквы в слова требует обучения и тренировки. Таким же важным этапом в обучении чтению является обучение «вести строку». В первых книжках для детей мы видим крупный шрифт, небольшое количество строчек на странице и большие картинки, помогающие детям понять смысл прочитанного с помощью конкретных образов.
Именно поэтому все письменные языки на этой планете линейны.
Оптимальным восприятием объекта считается такое восприятие, при котором индивид не только «схватывает» зрительный объект, но и успевает рассмотреть и исследовать его особенности. У каждого человека своя зрительная подготовка при восприятии абстрактного текста: кто-то может быстро читать по диагонали – кому-то трудно вычленить даже одну единицу - букву. Конечно, все это зависит и от обучения, и от личных особенностей человека. Но наша задача всегда учитывать этот момент и желательно иметь возможность подавать музыкальный текст в том формате, который наиболее оптимален и благоприятен для зрительного восприятия учащегося. Сегодня это вполне возможно сделать с помощью программы «Soft Way to Mozart».


Мы должны понять, что точка оптимального восприятия напрямую связана именно с особенностями строения нашего зрения. Попытки внушить или объяснить глазам человека, как им нужно видеть что-либо, неэффективны. Музыкальное зрение начинающих нуждается в тренировке точно так, как мы это делаем, обучая обычной грамоте.

Back to the Mozart
Last edit: 13 Apr 2015 09:36 by hellene.
The following user(s) said Thank You: olivia

Please Log in or Create an account to join the conversation.

More
13 Apr 2015 09:40 #18696 by hellene
Вторым камнем преткновения при чтении музыкального текста является временнАя природа музыкального языка. То есть для неподготовленных глаз учащихся требуется вычленить из музыкального текста не только отдельный абстрактный объект (что уже является достаточно большой нагрузкой), но и удерживать в памяти длительность этого объекта в соотношении с другими нотами текста.

С точки зрения немедленного удовлетворения когнитивного запроса ТАКОЕ музыкальное чтение не выдерживает никакой конкуренции не только с компьютерными играми, но и с самыми сложными дидактическими материалами общеобразовательной школы. Только музыкально одаренные дети могут справиться с таким заданием, опираясь на музыкальную память, слух и хорошую координацию. Этим объясняется тот факт, что по окончании музыкальной школы большинство детей больше не желают открывать ноты и «разбирать» музыкальные произведения самостоятельно.

Решение проблем зрительного восприятия нотного письма и временнОй природы музыки программой «Софт Моцарт»
Как я уже отмечала ранее, с помощью поворота Нотного стана ключами вверх мне удалось сделать клавиши его продолжением. Я визуально расширила линейки до ширины пространств меду ними, потому что в музыкальном языке это – одинаково важные дорожки информации. Я создала специальные наклейки и закладки для клавиш, которые помогли зрительно идентифицировать каждую дорожку нотного письма с клавишей инструмента. Увеличив нотные значки и добавив к ним опознавательные цвета и картинки, я добилась того, что неподготовленное зрение новичка получило помощь в вычленении и индивидуализации геометрически одинаковых объектов (нотных кружков).

Однако, даже не смотря на такое графическое упрощение, мне не удалось достичь точки оптимального восприятия нот, потому что их на странице множество, и они расположены не построчно, как в письменном языке, а как на шахматной доске – по всему «полю».

И тогда появилась идея пересечения нотоносца «линией фокуса» или «линией фиксации», линией, которая высветила вертикаль музыкальной ткани. Оказавшись на этой линии, нотные значки были представлены не только в декодированном виде, но и в анимационном процессе. Найдя точно такую же клавишу и нажав ее, начинающий видит бутон цветка. Это помогает ему:

- зафиксировать взгляд на нотной единице в оптимальной точке ее зрительного восприятия,

- найти соответствующую этой ноте клавишу,

- нажать эту клавишу и увидеть, правильно ли это действие (интерактивная мультипликация немедленно помогает ему понять, верно ли его действие и как исправить, если нажата не та клавиша),

- немедленно услышать точную высоту сыгранной ноты

- понять и запомнить имя ноты, возможность произнести ее название или даже прочесть

- проанализировать расположение нотного знака в системе

- увидеть, как «цветок распускается», то есть понять длительность нот с помощью проигрывания их.

Такой подход помог сделать нотное чтение даже более легким, чем чтение букваря, потому что теперь даже 2-х летние дети способны считать минимум одну – три ноты одновременно. Причем игра сразу в двух ключах становится реальностью с первых же занятий музыкой.
Трудно переоценить значение развития этих навыков для последующего интеллектуального развития детей. С помощью программы «Софт Моцарт» учащиеся раннего дошкольного возраста способны развивать важнейшие навыки, необходимые им в последующей жизни, такие как:

- мелкая моторика,

- умение зрительно вычленять мелкие объекты,

- умение читать построчно (переводить фокус от одного мелкого объекта на другой) без указки,

- слушание и запоминание звуков связанных с конкретными нотами,

- проигрывание, пропевание и запоминание нотного текста одновременно,

- непосредственное взаимодействие с музыкальным текстом,

- развитие музыкального слуха, памяти, музыкального мышления

Этот список можно продолжать долго. Сегодня я пригласила педагогов, которые пользуются системой «Софт Моцарт» в разных странах и с разным контингентом учащихся. Они помогут мне пополнить этот список и обогатить его своими наблюдениями и поделиться с вами своим опытом.

Чтобы подытожить мой доклад, остановлюсь на том, как нам удалось решить проблему немедленного удовлетворения когнитивного запроса в программе «Софт Моцарт». Эта проблема сегодня, на мой взгляд, является решающей в школе цифрового века.

Непосредственное взаимодействие с Нотным станом с помощью клавиш фортепиано, а также возможность немедленно видеть результат своих действия в виде графической обратной связи с помощью компьютерной графики являются немедленным удовлетворением когнитивных запросов любого обучающегося. Он может самостоятельно проанализировать собственный прогресс, немедленно получить ответ на вопросы, правильно ли его действие и что сделать, чтобы исправить свою ошибку. Общаясь один на один с нотным текстом и получая немедленную и постоянную поддержку их действий со стороны компьютерной программы, учащиеся не только развивают и совершенствуют все более усложняющиеся навыки, но и получают уверенность в собственных силах вместе с чувством контроля над своим собственным прогрессом.

Особенно важно, что, как и в любой компьютерной игре, каждый соревнуется прежде всего с самим собой. Это в значительной степени увеличивает чувство уверенности, самоуважения и желание продолжать обучение. При таком раскладе желание получить оценку извне будь то от друзей, окружающих или от профессионалов является продуманным и взвешенным решением. Такое взаимоотношение учащегося и учителя эффективнее, чем пассивное восприятие информации, при котором когнитивный запрос либо слабо выражен, либо еще не сформировался.

Система оценки. Объединение компьютера с цифровым инструментом позволило нам разработать точнейшую вычислительную систему, которая не только развивает и совершенствует навыки, не только делает этот процесс увлекательным и азартным (в хорошем смысле этого слова) но и с точностью до секунды и до отдельного нотного знака подсчитывает прогресс учащегося.

Возможность получить беспристрастную оценку своего действия, увидеть, как постепенно улучшаются показатели компьютера при повторных попытках являются громадным стимулом для обучающихся. Сегодня наша система полезна и для 16 месячных детей, которые делают первое в своей жизни открытие, найдя первую ноту и соответствующую ей клавишу; и для студентов музыкальных учебных заведений, которые при читке нот с листа точно знают, сколько ими сделано ошибок и ритмических погрешностей, где именно они были допущены и как их исправить.

Я уверена, что мы сегодня сделали правильные шаги для того, чтобы сделать музыкальное образование всеобщим. Результаты использования этой системы позволяют мне считать, что мы на правильном пути и должны продолжать развиваться в этом направлении.

Учебный курс «Интерактивные сетевые технологии обучения музыке: программа «Soft Way to Mozart» будет предложен музыкантам любых специальностей с высшим и средним профессиональным образованием, а также студентам музыкальных ВУЗов здесь, в университете Герцена. Этот курс будет предлагаться как очно, так и дистанционно.

Благодарю за внимание!

Copyright Hellene Hiner 2014 All rights reserved.

Back to the Mozart
Attachments:
The following user(s) said Thank You: olivia, Губочкина Елена

Please Log in or Create an account to join the conversation.

Time to create page: 0.156 seconds