fbpx


Our Promotion

Save, Сэкономьте, Ahorrar
×
The 2024-2025 school year starts on September 15th. (31 Aug 2024)

Watch for our updated guidelines to be published before then.

× Блог Елены Хайнер

Глава 3. Как Софт Моцарт Воспитывает Самоуважение

More
28 Jan 2016 07:29 - 28 Jan 2016 07:30 #21883 by hellene
«Софт Моцарт»: руководство по обучению для учителей музыки и родителей.

Ваш малыш пытается облизать клавиши фортепиано и бьет по ним кулаком? Все идет по плану! – Hellene Hiner

Вступление.

В самом начале 21 века, 7 Ноября 2001 года, в мире появилась очередная «новая система обучения музыке» с помощью фортепиано. Это была моя система. Я дала ей название «Soft Way to Mozart». Многие думают, что имя Моцарта упоминается в названии потому, что всех детей я предлагаю обучать с раннего детства. Не могу поспорить с такой трактовкой! Слова «Soft way» («мягкий путь»), конечно же, говорят о том, что компьютерное обеспечение будет частью этого процесса.

Однако мало кто догадывается, что название моей системы несет значительно более глубокий смысл, чем раннее обучение музыке и компьютерные игры.

Слово «софт» (мягкий, нежный – перевод с английского) используется мною и в другом, более важном смысле. Он передает основную цель моего подхода: мягкое, ненавязчивое и ненасильственное обучение, призванное развивать заложенную уникальность в каждом ребенке.
Так же обстоят дела и с именем великого Моцарта. Словосочетание «Путь к Моцарту» таит еще одну загадку: почему путь? Куда именно движемся? В 18 век? С компьютерами наперевес? Зачем??? В этих словах тоже есть глубинный и скрытый смысл. Вы обязательно узнаете об этом, читая мою книгу!

Презентация системы состоялась в городе Хьюстоне, США. Никому (кроме нескольких десятков человек) не было никакого дела до этого события. Телеканалы не обивали порог школы, где начиналось мероприятие. Не было знаменитостей, оркестра, возбуждения и вспышек фотоаппаратов.

«Новых подходов в обучении музыке» изобретается, наверное, столько же в день, сколько рождается котят. Возможно даже, что котята на свет появляются реже. Стоит ли волноваться по такому ничтожному поводу? – подумали журналисты Техаса, получая мои приглашения на презентацию. Впрочем, возможно, они вообще ничего не подумали и просто вытерли мои приглашения, как непрошенный спам.

Тем временем в небольшом актовом зале я впервые показала присутствующим вот такую картинку:

Увидев ее никто в зале не воскликнул: «Клавиши и ноты являются единым целым? И вы ДЛЯ ЭТОГО нас сюда позвали?! Это же очевидный факт! Я знал о нем с раннего детства!»
Напротив, эта картинка была воспринята большинством как абсолютное новшество! Но если вы приглядитесь к рисунку, то ничего нового ни в клавишах, ни в расположении нот не найдете. Зеленая и коричневая маркировка позволяет лучше увидеть взаимосвязь одного с другим. Вот и все новшество.

В то же время сама инновация – система обучения, построенная на этой картинке, была воспринята многими, как обыденность: очередной учитель музыки придумал очередной метод. Котята рождаются реже!

Трудно описать, сколько раз мне пришлось сталкиваться с подобными парадоксами, знакомя мир со своей системой: несмотря на то, что предложенный подход по сути основывался на принципе Азбуки, Букваря, книжек с картинками и других форматов текста, от него сразу же стали открещиваться именно приверженцы старых проверенных способов обучения.

Тех, кто бы воскликнул: «Ну наконец-то додумались сделать дружественный интерфейс нотного текста» почему-то не было или было очень мало. (При этом все с удовольствием меняют размер шрифта, когда глаза плохо видят мелкие буквы. )

Многие музыканты-профессионалы заняли оборонительную позицию и сказали: «Зачем в музыке что-то видеть, если есть слух?»
«А если слух еще не развит?» - спрашивала я.
«Если нету слуха, нечего заниматься музыкой!» - категорично отвечали мне профессионалы.

И тогда я шла в обход и обращалась к их любознательности. Я спрашивала: а вы хоть знаете, ПОЧЕМУ:
Малыши тянут в рот игрушки?
Малыши тянутся к погремушкам, когда они шумят?
Дети любят колотить по клавишам обеими руками?
[/b]

Мои оппоненты, как правило, задумывались на время, но потом выдвигали контраргумент:
А какое отношение эти вопросы имеют к обучению музыке???
[/b][/i]

И тут наступало время моего триумфа! Я уже знала много такого, чему нас не учили ни в музыкальном училище, ни в консерватории. Меня переполняло желание поделиться моими знаниями. Конечно же, нашлось много учителей и родителей, которые захотели, чтобы я рассказала им то, чему успела научиться сама.

Так постепенно моя система превратилась в школу. Обученные мною учителя и родители стали применять знания, которыми я поделилась, в обучении своих детей, а также делиться ими со своими коллегами и друзьями. Школа стала разрастаться, обогащаясь опытом многих людей из разных стран.

Это помогло мне укрепить систему, потому что учителя и ученики были разными, а результаты одинаковыми и предсказуемо успешными!

Благодаря современным технологиям я смогла собрать громадное количество бесценной информации, связанной с музыкальным развитием начинающих: фотографии, видео, статистику. Все это сделало мою школу конкретной, опирающейся на фактический материал и систематизированной.

Длительное время я передавала свои знания каждому в отдельности. Мне очень нравилось видеть, как у людей происходит процесс озарения: рассматривая обучение под другим углом мы видели одно и то же и становились единомышленниками.

Взгляд со стороны может изменить многое. Так бывает, когда луч солнца преломляется и врезается в толщу воды, в самые глубинные и темные пласты океана.

Ты привык думать, что живешь в мире хаоса и непредсказуемости, что никогда не можешь быть на 100 процентов уверен, что сможешь научить того или иного ребенка играть на музыкальном инструменте, чисто петь или слышать и различать звуки. И вдруг ты понимаешь, что никакого хаоса нет. В музыкальном обучении существует такая же гармония, как и в самом языке музыки. Приходят и радость, и удивление, и даже некоторая досада, что ты этого раньше не мог видеть и не мог знать.

Поворот Нотного стана соединил 2 мира, которые раньше считались отдельными и разрозненными: мир клавиш и мир нот. Это помогло высветить очень важные закономерности о том, как именно мы развиваемся, какие стадии проходим и что приобретаем обучаясь игре на фортепиано.

Я давно мечтала написать книгу о том, как лучше всего использовать программу «Софт Моцарт». Теперь откладывать уже нельзя: моя система применяется в школах и дома, но я еще не успела рассказать о ней самое важное. Мне очень не хочется, чтобы моя школа искажалась, и моя программа неправильно использовалась.

О том, как работают механизмы обучения и что вы можете узнать о своем ребенке и о себе с помощью системы «Софт Моцарт» я опишу как можно подробнее. Моя книга написана и для учителей, и для родителей, и для чиновников (они ведь тоже люди и у них есть дети!)

Я уверена, что во время прочтения вы не раз схватитесь за голову и воскликнете: «Как же мы раньше об этом не додумались?! Ведь это лежало на поверхности!» Я не раз делала это, когда видела свою систему в действии. Это будет правильной реакцией, потому что новый взгляд на очевидные вещи помогает людям делать великие открытия и поворачивать мир к лучшему.

С любовью ко всем,
Елена Хайнер

Back to the Mozart
Attachments:
Last edit: 28 Jan 2016 07:30 by hellene.
The following user(s) said Thank You: Марта, Beronika

Please Log in or Create an account to join the conversation.

More
28 Jan 2016 07:52 - 28 Jan 2016 08:01 #21884 by hellene
Глава 1. Мягкое обучение.

Однажды моя 4 летняя дочь, выучив все буквы Алфавита, застряла на создании навыка соединения этих букв в слоги и слова. Так, что такое «м» и «а» она уже прекрасно знала и с радостью проговаривала отдельно. Но соединить это в слово «мама» у нее категорически не получалось!

Я билась над ней. Это, прошу заметить, ключевое слово, определяющее признак немягкого, жесткого и неорганического обучения. Ребенок меня постоянно «разочаровывал». Я глубоко в душе никак не могла с этим смириться. Возмущалась, как можно не понимать таких элементарных вещей! Потом я стала уже думать о генах, мучительно пыталась понять, кто в нашем роду был таким "медленным". Я уже поругивалась с предками и зашла так далеко в своей горечи о превратностях судьбы, что чувствовала себя глубоко несчастным человеком рядом с «тупицей», которую сама же воспроизвела на свет.

Передо мною сидела маленькая девочка, моя родная дочка, которая всего-навсего не понимала, как соединить две буквы в один слог, а я видела монстра, который делает все специально, чтобы выпить всю мою энергию и вывести меня из равновесия.

На самом деле монстром в этой ситуации была именно я. Биться над – это навязывать другому человеку собственные представления о нем.
[/b] :evil:

Определить, бьетесь вы над чем-то или нет, просто. Это конкретное физическое состояние и за него отвечают мышцы шейно-воротниковой зоны. Именно там идет зажим. Если вспомнить об этом вовремя, то можно быстро научиться выходить из этого состояния.

Это позиция хищной птицы. Вы даже не сидите, а как бы нависаете над учеником или ребенком. Вы не сводите с него своих круглых глаз в ожидании его реакции. Вы ведете себя так, словно ребенок вам что-то должен и пытаетесь контролировать каждое его движение. Вы думаете, что вы контролируете ситуацию, но на деле вы просто вторгаетесь в пространство ученика. Тень ваших «крыльев» лишает его солнца и возможности самому расти и набираться сил.

Вы задаете вопросы, не получая ответы на них. Вы пытаетесь «внушать ответы» усилием мысли (не обольщайтесь: напряжение мышц ничего общего с передачей мыслей на расстоянии не имеет!) Вы можете таращить глаза, повышать или понижать голос, говорить короткими фразами или развернутыми предложениями. Все это совершенно бесплодно! И чем сильнее вы бьетесь, чем больше вкладываете сил, тем быстрее теряете энергию и истощаетесь. При этом вы думаете, что инвестируете свою энергию в другого, а другой её «впитывает». Это иллюзия!

Вы проливаете свою энергию, как солдат проливает кровь в бою. Но бьетесь вы с ветряными мельницами.
[/b]

Это – один из примеров немягкого обучения. Оно жестоко. Оно бесплодно. Оно калечит детей.
Мягкое обучение исключает любое вторжение на территорию ученика. Только когда ученик сам приглашает вас в свое пространство, когда он готов задавать вопросы и услышать ответ, тогда вы делитесь с ним своими знаниями.

Вы сидите рядом с ребенком, опираясь на спинку стула, в расслабленном состоянии и наблюдаете, как он САМ учится. Вы расслабленно это наблюдаете. При этом не вы подталкиваете ребенка, а он вас! Это ОН время от времени нарушает вашу счастливую созерцательность и время от времени задает вам вопросы. И тогда вы так и быть отвечаете на них. Причем каждый ответ ваш мог бы начинаться с фразы: «Ах, я совсем забыл(а) тебе сказать!»

НО КАК ЭТОГО ДОБИТЬСЯ? – спросите вы.

Первое, чему необходимо научиться - это наблюдать и слушать.

Второе – уметь находить и опираться на то, что ребенок уже знает, умеет и делает. Именно так! Не только знает, но и умеет и успешно (и с удовольствием) делает!

Так, понаблюдав за дочкой некоторое время, я спокойно разобралась, какие у нее сильные стороны и что она любит в чтении больше всего.

Ребенок знает буквы и безошибочно называет их? Он любит и умеет это делать!

Ребенок просто обожает, когда я читаю ему сказки? Он любит и умеет слушать.

Все, что ребенок не любит и не умеет – это слушать и смотреть одновременно.

То есть у ребенка не получается понять механику процесса, когда буквы становятся слогами, словами, предложениями и сказками.

Можно ли объяснить механику прочтения слов?

Мартышкин труд!

Я предложила дочке почитать книжку. Но вместе. Мы сели рядом, и я начала чуть медленнее, нараспев читать ей её любимую сказку, ведя пальцем от буквы к букве, попросив ее следить за строчками.

Мы сидели вместе и смотрели в одном направлении. Нас было двое против одной проблемы.

На её глазах стал происходить процесс создания слогов, слов и предложений. Все, что от нее требовалось – это наблюдать, как я соединяю буквы в слоги и слова. Мне это было нетрудно: я много раз читала ей книжки. Ей это было в удовольствие, ведь она слушала свои любимые сказки.

Не прошло и пары вечеров такого чтения, как дочь сказала мне: давай хором читать? Помните, что вы должны сказать в таком случае? «Ах, я совсем забыла тебе это предложить! Давай!» Именно это я и воскликнула!

Потом дочь САМА стала руководить процессом: «Я знаю это слово и прочту его сама!» «Ах, я совсем забыла тебе это предложить! Давай!»


Процесс пошел. Он уже был необратим. Дочка полюбила чтение, чего и требовалось.
В жизни нам часто приходится становиться учителями формально и неформально. Объясняя кому-то что-то новое, хорошо бы помнить о мягком обучении.

Гимнастика такого подхода проста. Если вам трудно донести свои знания до другого, и вы чувствуете напряжение в области ваших орлиных «крыльев»,

1. Нужно сделать глубокий вздох
2. Нужно расслабить мышцы шейно-воротниковой зоны и сменить позу хищника на позу отстраненного наблюдателя
3. Обязательно нужно спиной на что-то облокотиться.
4. Расслабившись, нужно посмотреть на ситуацию извне
.
[/b]
Именно в такой последовательности стоит действовать! Без первых трех четвертый пункт невозможен!

Ну а потом нужно замолчать и дождаться, когда тот, кого вы учите, начнет задавать вам вопросы. Если в ответ на них вы воскликнете: "Ах, я совсем забыл вам сказать", то это значит, что вы мягко ведете человека туда, куда это нужно ему, а не вам. Тогда это обучение и будет по-настоящему мягким и приятным!

Back to the Mozart
Attachments:
Last edit: 28 Jan 2016 08:01 by hellene.
The following user(s) said Thank You: Марта, Гермаш, Beronika, Elena_Gurina

Please Log in or Create an account to join the conversation.

More
02 Mar 2016 10:05 - 02 Mar 2016 10:26 #22258 by hellene
Мягкое обучение и раннее образование. Идеальный союз.

Глава 2. Пальцы ребенка и его интеллект.

Переехав в США в 1993 году, я неожиданно для себя получила уникальную возможность изучать детей раннего дошкольного возраста в среде их обитания, а именно в детском саду Монтесори… работая нянечкой и меняя им подгузники. Конечно же, о карьере учителя фортепиано я могла тогда только мечтать, ведь нужно было выучить английский язык. Плохое знание языка оказалось моим счастливым билетом в продвижении моих исследований. Приняв решение, что учиться языку у 2-х летних детей – самый правильный путь, я ни разу не усомнилась в том, насколько была права!

Мы оказались полезными друг другу: малыши помогли мне связывать английские слова в простые предложения. Я же помогла им в освоении первых навыков игре на фортепиано. Не могу сказать, что мои способности излагать мысли по-английски стали идеальными, однако наше сотрудничество в целом оказалось чрезвычайно плодотворным.


До погружения в среду прямоходящих тадлеров я думала, что знаю о них все, ведь моей дочери было уже 8 лет и мы с ней «прошли» этот период. Казалось, время, когда ей было только 2 было еще вчера, и все должно быть для меня известно и пережито. Но только став частью коллектива двухлеток я поняла, что за «прошедший материал» о возможностях детей этого возрастного периода мне надо поставить жирную двойку с минусом. Как оказалось, я не прошла, я пробежала этот период развития моего ребенка, пропустила самое важное, а теперь самонадеянно и свысока думаю о том, что я – эксперт!


Откровенно говоря, меня поразил, просто ошарашил и совершенно сбил с толку этот период развития детей. Внешне передо мной бегали, прыгали, карабкались на горки обычные малыши. Но став инсайдером и обучаясь вместе с ними языку, я увидела в них нечто значительно большее: передо мной с космической скоростью развивались маленькие мудрецы с неограниченной жаждой узнавать новое, тренировать мозг и работать над собственным интеллектуальным развитием.

Особенно меня поразило то, что движущей силой развития внимания детей этого возраста являются собственные кисти рук, а особенно пальчики. Я помню, как замирали 2-летки, когда мы пели с ними песенку про паучка, сопровождающиеся пальчиковыми играми (в русскоговорящей среде тоже есть такая песенка – «Сорока-сорока»)

Малыши, набегавшись, могли «залипнуть» наблюдая за работой собственных пальчиков, а также сосредоточенно пытаясь надеть колечко на жердочку, вращая в руках небольшие предметы. Особенной популярностью у малышей пользовались игрушки, в которых нажатие кнопок и рычагов сопровождалось звуковым оформлением.


Казалось, что дети, видя, как их пальчики способны производить такие звуковые сенсации, впадают в какое-то несвойственное их раннему возрасту состояние. Пальчики, извлекающие поток звуков, магически действовали на детей, превращая их в маленьких, сосредоточенных исследователей.

Именно тогда у меня появилась идея попробовать научить малышей играть на клавишном инструменте, и я принесла в группу синтезатор. Я подумала: раз уж им так нравится нажимать на кнопки, то почему бы не попробовать заменить кнопки клавишами фортепиано? Если им так интересно играть в пальчиковые игры, почему бы не научить их играть упражнения и гаммы?


Не могу сказать, что первый же ребенок, который добровольно решил стать моим учеником, сразу сел – и заиграл Ганона. Все было значительно сложнее и потребовалось много усилий для того, чтобы они поняли, чего я от них хочу, а я поняла, как лучше донести до них свои умения.

Однако результат превзошел все мои самые смелые ожидания! Оказалось, что к 24 месяцам каждый здоровый малыш уже в состоянии контролировать каждый пальчик обеих рук. Более того, он может играть всеми пальчиками. Когда ребенок разучивает упражнение одной рукой, вторая в состоянии запомнить последовательность и выполнить ее просто повторяя движения первой!


Самым поразительным было то, что дети этого возраста обожали играть на синтезаторе и как только выучивали что-нибудь, стремились продемонстрировать свои умения где угодно.

Особенно запомнился рассказ одной мамы, которая посетила магазин музыкальных инструментов с целью приобрести пианино для старшего отпрыска. Пока она разговаривала с дилером, младшенький нашел ближайший рояль, протянул к нему ручки и слева направо, как трудолюбивый пахарь, стал играть хроматическую гамму медленно передвигаясь вместе с руками от басов к верхним регистрам.


Изумленные покупатели окружили юного исполнителя, но он, не отвлекаясь ни на кого, продолжал делать свое дело, стараясь не сбиться со своего пути. Дойдя до самой крайней клавиши верхнего регистра, малыш глубоко вздохнул и не обращая внимания на аплодисменты поклонников побежал к маме.

Как правило, дети, которые начали играть на синтезаторе с моей помощью, научились контролировать все свои пальчики и управлять ими. Когда мы стали заниматься этим, малыши вместе с музыкальными навыками приобрели способность быть более сосредоточенными. Одно не развивалось без другого!

Когда же я окончательно освоилась и разнообразила наши занятия пением нот сольфеджио, я не могла не заметить ускорения речевых навыков детей. Причем многие дети сначала учились петь, а потом выстраивать сложно подчиненные предложения на своем родном английском языке.

Именно тогда я по-другому осмыслила слова мыслителя Платона о том, что музыка должна стать основой обучения детей другим наукам. Я на деле увидела, что великий философ античности был абсолютно прав: способность делать музыку своими руками коренным образом меняла каждого малыша, превращая его малыша думающего.

Получается, что игра на клавишных инструментах является важнейшим звеном развития ребенка, способным поднять его интеллект на значительно более высокий уровень? Эта гипотеза заставила меня серьезно задуматься. Получается, что пальчики ребенка словно ждут своего часа, чтобы стать независимыми, точными и умными. Нет ничего лучше клавиш, чтобы заставить их работать именно в этом направлении.

Стало понятно, почему многие народы мира придумали для своих детей «пальчиковые игры», почему педиатры советуют с раннего дошкольного возраста развивать мелкую моторику. "Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев", - писал известный педагог В.А. Сухомлинский. Однако даже он не мог знать, до какой степени это является истиной в отношении детей от 2-х лет!

Меня также поразило то, что игру на синтезаторе осваивали не только «особо одаренные», но все дети, все, с кем я получила возможность работать. Именно тогда я задумалась над вопросом: почему стремление развивать мелкую моторику становится настолько насущным именно с двух лет, а не раньше?


Окончательный ответ на этот вопрос я получила много лет спустя, когда были созданы новые, 3-х мерные приборы наблюдения, пролившие свет на внутриутробный период развития ребенка.

Оказалось, что интеллектуальные возможности детей младшего дошкольного возраста и возможности их мелкой моторики нами сильно недооценены и нуждаются в пересмотре!

Back to the Mozart
Last edit: 02 Mar 2016 10:26 by hellene.
The following user(s) said Thank You: Река

Please Log in or Create an account to join the conversation.

More
26 Apr 2016 11:25 - 26 Apr 2016 11:36 #22805 by hellene
Девиз программы Софт Моцарт: сегодня я - улучшенная копия себя вчерашнего.

Я создавала Софт Моцарт Метод так, чтобы в центре обучения было развитие самоуважения ваших детей. В этой главе я постараюсь описать, что может случиться с вашим ребенком, если вы будете сравнивать его с идеалом и не примете с радостью его уникальности.

После рождения великого Моцарта 27 Января 1756 года мир музыки был поражен вирусом детей вундеркиндов. До сегодняшнего дня мы с восторгом открываем новых и новых «моцартов», восхищаемся ими, потом так же быстро забываем о них, не задумываясь об их будущем и о том, какие колоссальные возможности проходят мимо нас самих.



Моцарт был похоронен в общей могиле. Это символично: выросшие гении тоже не получают особых дивидендов от наших мимолетных восхищений. Отношение к вундеркиндам так же жестоко и несправедливо, как любовь к щенкам. Вырос милый пушистый комочек – и выброшен на улицу. Как видите, «вундеркизм» – проигрышная ситуация для всех. Она ведет к несправедливости и жестокости к гениям и ничем не обогащает нашу собственную жизнь.

«Вундеркизм» ставит под сомнение уникальность вашего ребенка. Это стало абсурдом еще тогда, когда Моцарт был еще жив. Отец маленького Бетховена уже вовсю колошматил ребенка за то, что тот был «недостаточно Моцартом». Мы уже знаем, что бить детей нельзя. Но даже требование от них стать копией Моцарта или другого даже самого великого артиста является жестокостью по отношению к ним.

В музыкальной педагогике «вундеркизм» губителен также потому, что убивает в людях веру в свои силы: зачем к чему-то стремиться, если музыкальность - это «дар» свыше и достается избранным? «Эталон вундеркинда» становится тем прокрустовым ложем, в которое мы пытаемся поместить каждого человека. В результате мир не обогатился новым Моцартом, но при этом искалечил множество детей, которые выросли с уверенностью, что они бездарности, люди второго сорта по сравнению с ним.

Мой метод – это не путь к созданию вундеркинда любой ценой. Я назвала его "Путь к Моцарту" потому, что это путь к пониманию красоты и глубины произведений композитора, с помощью которых можно вырастить любовь к музыке, понимание красоты мира и своего места в нем в ВАШЕМ ребенке.

Оценить красоту музыки и восхититься ею требуется на равных может только уверенный в своей уникальности, талантливый и счастливый человек.

Даже в индустрии моды мы уже отказываемся от повального использования только очень худощавых моделей, потому что насаждение таких стандартов фигуры калечит жизнь обычным людям. Если человеку навязывать чужие образцы, он перестает любить и уважать себя. Это часто ведет к желанию отказаться от собственного образа, чтобы приблизиться к идеалу (булимия), а потом уничтожить себя ради идеала (анорексия).

Конечным пунктом возвеличивания идеала является полное растворение в нем, самоотречение.

До сих пор можно услышать откровения пожилых людей, которых били по рукам специальной палочкой и это считалось частью обучения игре на фортепиано. В настоящее время такого абсурда вы, возможно, не увидите в Интернете. Однако учителей фортепиано, поправляющих руки ребенка: поднимающих их и бросающих на клавиши, механически воздействующих на кисти и локотки, навязывающих манеру специальным образом держать их на инструменте, а порой и просто убирающих их с клавиш можно найти множество, если набрать в поисковик You Tube слова «урок фортепиано».

Существует также и замаскированная жесткость в обучении, когда преподаватель не дотрагивается до ребенка, но тем не менее в той или иной форме требует слепо копировать свои движения: заставляет играть только в той манере, которую считает идеальной сам.

Вы можете не увидеть в этом ничего крамольного, поскольку мы привыкли считать такие требования стандартными, а методы натаскивания неизбежными.
Однако натаскивание является насилием над природой развития навыков. Каким бы замечательным идеал не был, он должен прийти востребованным. Если вы играете образец по своей инициативе, без просьбы со стороны ученика, вы навязываете ребенку свои знания. Это так просто!

Представьте себе цветок, который не успел распуститься к празднику. Вы насильно раскрываете его лепестки. В итоге получаем, что хотим мы. Но цветок от этого гибнет.


Почему натаскивание так распространено в обучении фортепиано? Потому что оно основывается на механизме слепого запоминания. Слепое запоминание всегда связано с отсутствием зрительной опоры. В изучении языков зрительной опорой является чтение и запись текста.

Привету пример слепого запоминания и натаскивания: представьте, что вам завтра придется произносить речь на чужом вам языке. Не понимая ни слова, вы будете слепо копировать интонации носителя языка. Если бы вы владели языком, вы могли бы записать определенные пункты и от них отталкиваться. Вы не боялись бы по-своему поставить акценты, замедлить или убыстрить мелодику вашего выступления, поменять интонацию, сделать паузу.

Не то с заучиванием чужого языка. Слепо запоминая текст вы вынуждены запоминать все сразу: и слова, и то выражение, с которым они должны произноситься. Даже паузы и замедления должны контролироваться механически.

Так учитель фортепиано вынужден выстраивать занятия с ребенком, если работает без программы Софт Моцарт. Возможность видеть и считывать текст напрямую в корне меняет условия обучения.

Если ранее многие дети, сыграв заученные пьесы на академическом концерте, старались уйти от такого обучения (какими бы успешными «попугаями» они не были), то теперь чтение большого количества музыки с листа позволяет накопить «музыкальный запас» и свободно владеть языком музыки. Мы также разработали систему обучения записи музыкальных текстов, что в значительной мере помогает детям освоить язык музыки на совершенно другом уровне.


Ребенок, подвергающийся натаскиванию, может навсегда остаться несамостоятельным. Даже такой «невинный» жест, как убирание рук ребенка с клавиш инструмента с целью продемонстрировать «образец», может повлечь за собой следующие неизлечимые комплексы:

Учитель – образец для подражания.

Он – босс и имеет право не задумываться о моем пространстве.

Он лучше меня знает, как надо играть

Я – глухая (глухой): мой учитель лучше меня знает, что я должна (должен слышать)

Я ничего не умею делать хорошо вне контроля моего учителя

Есть правильное и неправильное исполнение музыки и только мой учитель знает, как нужно играть правильно.

Мой учитель имеет право контролировать каждое мое движение.

Мой учитель имеет право «включить» и «выключить» меня, как игрушку

Мой учитель – главный и имеет право делать с моими руками все, что он хочет. Он также имеет право убрать меня, если я мешаю ему.

Мой учитель лучше меня, и я должен попытаться быть на него похожим

Мой учитель значителен, а я никто

Я – идиот, потому что учитель постоянно вынужден повторять для меня одно и то же.

Мой успех в обучении зависит от учителя. Без него я не могу правильно нажать клавишу.

Если я буду учиться без одобрения учителя, я испорчу себе руки, заучу что-то не так и всю жизнь буду страдать от этого.


За всю историю «вундеркизма» мы сформировали огромный комплекс музыкальной неполноценности у целых поколений людей. Многие предпочитают вообще отказаться от музыкального образования: дескать, лучше вообще ничего не играть, чтобы ничего «не испортить».

Для того, чтобы в корне изменить ситуацию, необходимо понять, что мягкое, органическое обучение является единственным здоровым подходом в педагогике и воспитании детей. Оно способно в корне изменить ситуацию к лучшему и сделать обучение увлекательным и полезным и для детей, и для взрослых. Только в этом случае вирус по имени «вундеркизм» прекратит свое существование и перестанет перекрывать наш путь к гениальным творениям Моцарта и других великих композиторов.

Back to the Mozart
Attachments:
Last edit: 26 Apr 2016 11:36 by hellene.
The following user(s) said Thank You: Aurelia, Река

Please Log in or Create an account to join the conversation.

More
02 Apr 2021 13:15 #39930 by Река
Обучать не принятыми методами:
когда учитель показывает, что есть только один образец постановки руки.

Когда учат пьесу, зубря ее, не понимая сути, чтобы выполнить детально на концерте.
Взамен учиться читать как можно больше текста. Развивать память и понимание музыки таким образом, чтобы текст запоминался в разы быстрее.

Когда учат, что есть талантливые и "такие себе"…говорят,что надо родиться Моцартом.
Взамен каждый способен начать обучаться успешно, взаимосвязи нотного текста и клавиш и иметь свой "мягкий путь к Моцарту"
The following user(s) said Thank You: hellene

Please Log in or Create an account to join the conversation.

More
05 Apr 2021 02:31 #39933 by hellene

Река wrote: Обучать не принятыми методами:
когда учитель показывает, что есть только один образец постановки руки.

Когда учат пьесу, зубря ее, не понимая сути, чтобы выполнить детально на концерте.
Взамен учиться читать как можно больше текста. Развивать память и понимание музыки таким образом, чтобы текст запоминался в разы быстрее.

Когда учат, что есть талантливые и "такие себе"…говорят,что надо родиться Моцартом.
Взамен каждый способен начать обучаться успешно, взаимосвязи нотного текста и клавиш и иметь свой "мягкий путь к Моцарту"


Вы точно схватили суть вопроса. Спасибо!

Back to the Mozart

Please Log in or Create an account to join the conversation.

Time to create page: 0.157 seconds