- Posts: 7387
- Karma: 195
- Thank you received: 3240
- Home
- Forum
- Русский форум
- Блог Елены Хайнер
- XII Международной Конференция
Our Promotion
The countdown has ended
Save, Сэкономьте, Ahorrar
×
The 2024-2025 school year starts on September 15th. (31 Aug 2024)
Watch for our updated guidelines to be published before then.
×
Блог Елены Хайнер
XII Международной Конференция
15 Nov 2013 20:47 #12353
by hellene
Back to the Mozart
XII Международной Конференция was created by hellene
Мое выступление на XII Международной Конференции "Современное Музыкальное Образование" cостоится 4 Декабря 2013 года в 16:00 по Московскому времени в Голубом зале Педагогического Университета имени Герцена (Санкт Петербург, Россия).
Back to the Mozart
Please Log in or Create an account to join the conversation.
Less
More
- Posts: 7387
- Karma: 195
- Thank you received: 3240
07 Jun 2019 12:48 - 08 Jun 2019 00:06 #33413
by hellene
Back to the Mozart
Replied by hellene on topic XII Международной Конференция
Текст доклада:
«Soft Way to Mozart» - и Русская Школа Музыки.
Русской Школе Музыки равных в мире нет. Это выяснилось после подробного изучения мною множества школ музыки самых разных стран мира.
Меня интересовали «альтернативные методы», популярные в разных странах мира – Сузуки, Ямаха, Английская королевская школа музыки, Harmony road, Kinder music, методические школы Бастьена, Альфреда, Файберс. В них я надеялась найти ответ на свой вопрос: есть ли в мире что-то более эффективное, чем Русская Школа Музыки.
Оказалось, что эти школы с Русской Музыкальной Школой невозможно даже сравнить, потому что все вышеперечисленные подходы (их методологии) не имеют под собой серьезной Академической почвы, особенно в начальном периоде обучения. Все эти методы не основаны на Сольфеджио, не учитывают написание музыкальные диктантов, не развивают способность слышать, транспонировать, подбирать гармонию к мелодическим структурам.
Поэтому все эти методы очень однобоки и опираются на уже сформировавшиеся навыки человека. Эти навыки эксплутируются до тех пор, пока ученик либо проявит свою природную одаренность – либо прекратит заниматься. Ни одна из этих «систем» академической системой в истинном понимании этого слова не является, так как не имеет проработанного курса от начального обучения к мастерству. Более того, ни одна школа в мире, кроме русской, не отчитывается об успеваемости учащихся перед государством, не отвечает за вехи их образования и воспитания!
Не удивительно, что сейчас, когда мир переживает очередной экономический кризис, именно музыкальная культура, музыкальное образование вытесняется из общеобразовательных школ. Низкий уровень профессионализма ведет к отсутствию каких бы то ни было результатов в секторе бесплатного образования. Понятно, что нет смысла тратить деньги налогоплательщиков на предмет, который ничему не учит.
К сожалению, эта проблема становится глобальной. Результат такого процесса неутешителен для мировой музыкальной культуры – крах академической школы музыки, музыкальной науки, музыкального образования неизбежен.
Очень важно, чтобы Россия не пошла на поводу у этих разрушительных тенденций. Важно, чтобы сегодня именно она поставила перед мировым сообществом вопрос о спасении музыкальной науки и внедрила свои стандарты обучения - стандарты Русской Школы. Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы бесценные многовековые инвестиции Российского государства в музыкальную культуру были потеряны! Это - без преувеличения - может отбросить развитие цивилизации на сотни лет назад.
Я – за активную позицию России в этой области. Стандарты обучения, установленные Московской и Петербургской консерваториями, ведущими Педагогическими Университетами, в особенности, Университета имени Герцена, должны стать мировыми стандартами обучения музыке. Требования, предъявляемые студентам в наших музыкальных школах, должны стать эталоном, планкой для всех музыкальных школ мира.
О результатах зарубежных школ обучения музыке мы привыкли судить по исполнителям. Это сомнительный критерий. Любая страна рождает талантливых исполнителей. Часто они достигают своего мастерства не благодаря, а вопреки системе обучения. На сегодняшний день только Русская Школа Музыки способна дать наиболее эффективную систему обучения не только врожденно талантливым исполнителям, но и широким массам людей, для которых музыкальное искусство является самым важным инструментом для развития мозга человека, его творческого мышления и духовности.
«Воображение важнее, чем знания. Знания ограничены, тогда как воображение охватывает целый мир, стимулируя прогресс, порождая эволюцию» - написал Эйнштейн. Именно музыка развивает в человеке воображение так, как ни одно другое искусство.
Россия не только вкладывала инвестиции в музыкально одаренных людей, но и создала сеть государственных музыкальных учебных заведений. Даже в детских садах с детьми занимаются музыкально образованные специалисты! Думаю, именно поэтому Россия богата не только музыкальными талантами, но и выдающимися умами, учеными, артистами, изобретателями.
Без поддержки государства любая наука становится попрошайкой. В мировом музыкальном образовании все методики сфокусированы на зарабатывании денег, источником которых является желание людей учиться музыке. Кто платит – тот и «заказывает музыку»! Поэтому развитие слуха учащихся, запись музыкальных диктантов, исторические и теоретические знания о музыке здесь не присутствуют, как не присутствует учебные программы по этим предметам и экзаменационные требования к ним.
Академическая европейская музыкальная школа постепенно становится невостребованной. Например, учителем фортепиано в Европе или в Америке может стать любой человек, который хоть как-то научился играть на инструменте. Более того, в США среди преподавателей музыки в настоящее время всерьез обсуждается вопрос: а нужно ли вообще учиться читать ноты? Действительно, если переходить на рэп, то не нужно!
Проблема считывания музыкального текста не так сложна, как кажется. Изначально нотопись создавалась Гвидо Аретинским для однолинейной музыкальной записи (Григорианский хорал). Четыре линейки нотоносца, по которым вверх и вниз «двигалась» одноголосная мелодия, были созданы для наглядности. Однако развитие музыкального языка привело не только к увеличению количества линеек, но и к соответствующему отображению многоголосного музыкального текста – и наглядность растворилась в абстрактных значках.
Способность глаза фокусироваться, однако, лимитирована. Навык переведения зрительного внимания с одного зрительного объекта на другой также требует тренировки.
Все письменные языки мира линейны. Все, кроме музыкального.
«Недружественный интерфейс» музыкальной письменности – единственная преграда в развитии музыкальной грамотности в мире, если говорить о Русской Школе Музыки. Для мировой музыкальной школы это одна из проблем.
Существует два подхода в решении проблемы чтения музыкального текста: подстраивать текст под зрительное восприятие человека – или попытаться изменить восприятие человека под негибкий и неменяющийся текстовой формат.
Человечество научилось обучать начинающих чтению с Азбуки, Букваря, книжек с картинками. В музыкальном образовании мы продолжаем бороться с восприятием человека во имя негибкого нотного письма.
Однако если Нотоносец объяснить с помощью цвета и образа и добавить к нему элементы интерактивности по примеру обучения чтению, то нотный текст может быть доступен любому начинающему. Так появилась программа «Soft Way to Mozart», целью которой стала расшифровка абстрактного музыкального письма с помощью конкретных образов.
1. Нотный стан является абсолютно симметричной ситемой, в которой ноты «До» первой, второй и малой, третьей (?) и большой октав отражаются как в зеркале.
Такая система напоминает «градусник» с нотой «До» посередине.
2. Поворот Нотоносца на 90 градусов ключами вверх помогает объединить линейки и пространства с клавишами фортепиано в единую систему.
3. Линейки и пространства между ними в Нотоносце – одинаково значимая дорожка информации. Расширение линеек до размера пространств зрительно объясняет этот факт.
4. Басовый и Скрипичный ключи представляют собой 2 разные части одной системы. Это можно подчеркнуть цветом (коричневый и зеленый - цвета дерева: его ствол и крона).
5. Ноты могут располагаться либо на линейках, либо между ними. Это также можно подчеркнуть цветом (красные – твердь и голубые – воздух).
6. Названия нот могут быть «расшифрованы» с помощью картинок, как в Азбуке: «домик», «репка», «мишка» и т.д.
Все эти особенности, заложенные в самом Нотоносце и расшифрованные с помощью цвета и зрительных модификаций, помогли сделать его Азбучным.
Система «Soft Way to Mozart» сделала Нотоносец также интерактивным.
Особенно важной в чтении музыкального текста является «линия фокуса». Если вспомнить работу Асафьева «Музыкальная форма как процесс», то графически выделенная линия живого звучания музыки окажется тем недостающим звеном в обучении, которого не хватало до прихода в обучение музыке современных технологий: возможности увидеть и сыграть нотный текст в процессе развития отражаемого им музыкального материала.
Особо важно было выстроить постепенные преобразования Нотного стана от Азбучного к традиционному.
«Soft Way to Mozart» - это недостающее визуальное и интерактивное звено в обучении чтению музыкального текста. Оно не противоречит лучшим традициям Русской Школы Музыки, но дополняет их.
«Soft Way to Mozart» - и Русская Школа Музыки.
Русской Школе Музыки равных в мире нет. Это выяснилось после подробного изучения мною множества школ музыки самых разных стран мира.
Меня интересовали «альтернативные методы», популярные в разных странах мира – Сузуки, Ямаха, Английская королевская школа музыки, Harmony road, Kinder music, методические школы Бастьена, Альфреда, Файберс. В них я надеялась найти ответ на свой вопрос: есть ли в мире что-то более эффективное, чем Русская Школа Музыки.
Оказалось, что эти школы с Русской Музыкальной Школой невозможно даже сравнить, потому что все вышеперечисленные подходы (их методологии) не имеют под собой серьезной Академической почвы, особенно в начальном периоде обучения. Все эти методы не основаны на Сольфеджио, не учитывают написание музыкальные диктантов, не развивают способность слышать, транспонировать, подбирать гармонию к мелодическим структурам.
Поэтому все эти методы очень однобоки и опираются на уже сформировавшиеся навыки человека. Эти навыки эксплутируются до тех пор, пока ученик либо проявит свою природную одаренность – либо прекратит заниматься. Ни одна из этих «систем» академической системой в истинном понимании этого слова не является, так как не имеет проработанного курса от начального обучения к мастерству. Более того, ни одна школа в мире, кроме русской, не отчитывается об успеваемости учащихся перед государством, не отвечает за вехи их образования и воспитания!
Не удивительно, что сейчас, когда мир переживает очередной экономический кризис, именно музыкальная культура, музыкальное образование вытесняется из общеобразовательных школ. Низкий уровень профессионализма ведет к отсутствию каких бы то ни было результатов в секторе бесплатного образования. Понятно, что нет смысла тратить деньги налогоплательщиков на предмет, который ничему не учит.
К сожалению, эта проблема становится глобальной. Результат такого процесса неутешителен для мировой музыкальной культуры – крах академической школы музыки, музыкальной науки, музыкального образования неизбежен.
Очень важно, чтобы Россия не пошла на поводу у этих разрушительных тенденций. Важно, чтобы сегодня именно она поставила перед мировым сообществом вопрос о спасении музыкальной науки и внедрила свои стандарты обучения - стандарты Русской Школы. Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы бесценные многовековые инвестиции Российского государства в музыкальную культуру были потеряны! Это - без преувеличения - может отбросить развитие цивилизации на сотни лет назад.
Я – за активную позицию России в этой области. Стандарты обучения, установленные Московской и Петербургской консерваториями, ведущими Педагогическими Университетами, в особенности, Университета имени Герцена, должны стать мировыми стандартами обучения музыке. Требования, предъявляемые студентам в наших музыкальных школах, должны стать эталоном, планкой для всех музыкальных школ мира.
О результатах зарубежных школ обучения музыке мы привыкли судить по исполнителям. Это сомнительный критерий. Любая страна рождает талантливых исполнителей. Часто они достигают своего мастерства не благодаря, а вопреки системе обучения. На сегодняшний день только Русская Школа Музыки способна дать наиболее эффективную систему обучения не только врожденно талантливым исполнителям, но и широким массам людей, для которых музыкальное искусство является самым важным инструментом для развития мозга человека, его творческого мышления и духовности.
«Воображение важнее, чем знания. Знания ограничены, тогда как воображение охватывает целый мир, стимулируя прогресс, порождая эволюцию» - написал Эйнштейн. Именно музыка развивает в человеке воображение так, как ни одно другое искусство.
Россия не только вкладывала инвестиции в музыкально одаренных людей, но и создала сеть государственных музыкальных учебных заведений. Даже в детских садах с детьми занимаются музыкально образованные специалисты! Думаю, именно поэтому Россия богата не только музыкальными талантами, но и выдающимися умами, учеными, артистами, изобретателями.
Без поддержки государства любая наука становится попрошайкой. В мировом музыкальном образовании все методики сфокусированы на зарабатывании денег, источником которых является желание людей учиться музыке. Кто платит – тот и «заказывает музыку»! Поэтому развитие слуха учащихся, запись музыкальных диктантов, исторические и теоретические знания о музыке здесь не присутствуют, как не присутствует учебные программы по этим предметам и экзаменационные требования к ним.
Академическая европейская музыкальная школа постепенно становится невостребованной. Например, учителем фортепиано в Европе или в Америке может стать любой человек, который хоть как-то научился играть на инструменте. Более того, в США среди преподавателей музыки в настоящее время всерьез обсуждается вопрос: а нужно ли вообще учиться читать ноты? Действительно, если переходить на рэп, то не нужно!
Проблема считывания музыкального текста не так сложна, как кажется. Изначально нотопись создавалась Гвидо Аретинским для однолинейной музыкальной записи (Григорианский хорал). Четыре линейки нотоносца, по которым вверх и вниз «двигалась» одноголосная мелодия, были созданы для наглядности. Однако развитие музыкального языка привело не только к увеличению количества линеек, но и к соответствующему отображению многоголосного музыкального текста – и наглядность растворилась в абстрактных значках.
Способность глаза фокусироваться, однако, лимитирована. Навык переведения зрительного внимания с одного зрительного объекта на другой также требует тренировки.
Все письменные языки мира линейны. Все, кроме музыкального.
«Недружественный интерфейс» музыкальной письменности – единственная преграда в развитии музыкальной грамотности в мире, если говорить о Русской Школе Музыки. Для мировой музыкальной школы это одна из проблем.
Существует два подхода в решении проблемы чтения музыкального текста: подстраивать текст под зрительное восприятие человека – или попытаться изменить восприятие человека под негибкий и неменяющийся текстовой формат.
Человечество научилось обучать начинающих чтению с Азбуки, Букваря, книжек с картинками. В музыкальном образовании мы продолжаем бороться с восприятием человека во имя негибкого нотного письма.
Однако если Нотоносец объяснить с помощью цвета и образа и добавить к нему элементы интерактивности по примеру обучения чтению, то нотный текст может быть доступен любому начинающему. Так появилась программа «Soft Way to Mozart», целью которой стала расшифровка абстрактного музыкального письма с помощью конкретных образов.
1. Нотный стан является абсолютно симметричной ситемой, в которой ноты «До» первой, второй и малой, третьей (?) и большой октав отражаются как в зеркале.
Такая система напоминает «градусник» с нотой «До» посередине.
2. Поворот Нотоносца на 90 градусов ключами вверх помогает объединить линейки и пространства с клавишами фортепиано в единую систему.
3. Линейки и пространства между ними в Нотоносце – одинаково значимая дорожка информации. Расширение линеек до размера пространств зрительно объясняет этот факт.
4. Басовый и Скрипичный ключи представляют собой 2 разные части одной системы. Это можно подчеркнуть цветом (коричневый и зеленый - цвета дерева: его ствол и крона).
5. Ноты могут располагаться либо на линейках, либо между ними. Это также можно подчеркнуть цветом (красные – твердь и голубые – воздух).
6. Названия нот могут быть «расшифрованы» с помощью картинок, как в Азбуке: «домик», «репка», «мишка» и т.д.
Все эти особенности, заложенные в самом Нотоносце и расшифрованные с помощью цвета и зрительных модификаций, помогли сделать его Азбучным.
Система «Soft Way to Mozart» сделала Нотоносец также интерактивным.
Особенно важной в чтении музыкального текста является «линия фокуса». Если вспомнить работу Асафьева «Музыкальная форма как процесс», то графически выделенная линия живого звучания музыки окажется тем недостающим звеном в обучении, которого не хватало до прихода в обучение музыке современных технологий: возможности увидеть и сыграть нотный текст в процессе развития отражаемого им музыкального материала.
Особо важно было выстроить постепенные преобразования Нотного стана от Азбучного к традиционному.
«Soft Way to Mozart» - это недостающее визуальное и интерактивное звено в обучении чтению музыкального текста. Оно не противоречит лучшим традициям Русской Школы Музыки, но дополняет их.
Back to the Mozart
Last edit: 08 Jun 2019 00:06 by hellene.
Please Log in or Create an account to join the conversation.
Time to create page: 0.103 seconds