Вот играет у меня на уроке талантливый ученик – сидим мы с его родителями, слушаем и просто «таем». И он раскраснелся весь, «в образе», каждый звук словно соединяет это творение Господне, автора и исполнителя. Трех в одном лице. Порой мурашки по коже в такие моменты.
Вы скажете, что ради таких моментов «стоит жить».
Согласна! Но человек – существо социальное. Талантливый ребенок хочет закрепить успех. Он хочет сыграть для друзей, знакомых и незнакомых людей. Поделиться своим талантом с другими, чтобы увериться, что ЭТО еще кому-то нужно (не только папе с мамой и его учителю).
Посмотрим, что ждет его – талантливого ребенка начала 21 века. Я буду писать о США, потому что здесь я живу и все это наблюдаю «из первых рук». Возможно, в других странах мира все по-другому, но думаю, что разница невелика.
«Кому он нужен, твой талант?» - вот что говорит талантливому исполнителю современное общество. Уткнувшись в айфоны и айподы, мы научились вызывать музыку как покорного джина из бутылки. «Ты нас, милый, убеди, что ты "сбацаешь" нам что-то лучше этого плеера!»
«Ван Клиберн, Скот Джоплин ЭТО исполнил лучше, чем ты!» - против классиков не попрешь. Оригинал лучше любой копии. Поэтому талантливые дети и профессиональные музыканты все больше играют при... жующей публике. А что? Пока жуют и между собой переговариваются, воспринимают твою игру благосклонно.
«Играй, пианист, играй... Только не мешай поглощать пищу и разговаривать».
Мне часто пишут родители детей, обучающихся по моей системе «Софт Моцарт». Впрочем, не только родители. Взрослые начинающие и даже подростки тоже пишут. Как ЗАСТАВИТЬ себя учиться музыке? Как поддерживать интерес детей к занятиям в эпоху, когда это «никому не
нужно» или кажется, что никому не нужно. Как и чем мотивировать себя летом, в праздники, зимой или весной, когда много уроков и НЕ ДО ТОГО?
Вот что я думаю по этому поводу:
1. Напоминайте себе почаще и объясните вашим детям, что занятия музыкой – это тренажер мышления. Решение ЛЮБОЙ задачи: логической или эмоциональной наиболее эффективно, если ты играешь на инструменте, а не пассивно слушаешь музыку. Можно нажать на одну кнопку – и извлечь желаемую пьесу из плеера. Можно сесть – и сыграть эту пьесу самому. Качество исполнения может быть разным и возможно не в вашу пользу.
Но качество ВОЗДЕЙСТВИЯ именно на ВАШ разум будет значительно сильнее, если вы сами сделаете эту музыку и по-своему ее интерпретируете. Клетки ИМЕННО ВАШЕГО головного мозга пройдут интенсивную логическо-эмоциональную стимуляцию. И именно ваше сознание найдет наиболее правильное решение именно ваших проблем. Главное, ДЕЛАЯ музыку вы меняете собственное отношение к своей собственной судьбе. Вы получаете на подсознательном уровне важный посыл: вы – творец своей собственной судьбы, даже играя по нотам, написанным другим автором.
Для детей это – один из самых важных уроков жизни. Не случайно Платон назвал именно занятия музыкой основой всех наук и поставил музицирование впереди других предметов.
2. Окружение. Напомню известную поговорку: чтобы быть образованным человеком, надо иметь как минимум 3 диплома: свой, родителей и бабушек с дедушками. Создайте в своей семье культ музыкального образования. Не бойтесь слова «культ». Сейчас это очень важно! После глобального «отката» от занятий музыки, в эпоху, когда музыкальное образование потихоньку «выпихивается» из школ, а фортепиано раздаются даром, чтобы освободить место в квартире, нужно качнуть маятник в другую сторону.
Если в доме нет фортепиано – синтезатора, значит, в доме нет «души». Инструмент должен стоять на почетном, всеми доступном месте. И на нем никогда не должна собираться пыль. И если кто-то из домочадцев садится играть, даже в наушниках, это должно уважаться всей семьей, как важное ДЕЙСТВО, которому нельзя препятствовать.
3. Социальное общение. Постарайтесь найти «братьев по любви к музицированию». Присмотритесь к другим родителям в садике или школьном классе вашего ребенка. Есть ли еще те, кто понимает о важности обучения музыке, кто всерьез занимается музыкой?
Организуйте встречи – вечера по интересам, где дети и взрослые будут играть друг для друга. Сделайте это традицией! Вы же ходите в гости? Общаетесь, кушаете вкусности, даете детям играть вместе, пока обсуждаете какие-то новости?
Такие встречи кардинально поменяли бы качество вашего общения не только с друг другом, но и с младшим поколением, если бы начинались с небольшого домашнего концерта, когда и вы, и «мелкие» исполнили бы для всех специально подготовленные музыкальные произведения.
4. Виртуальное общение. Интернетное общение по интересам тоже может стать громадным стимулом для обучения музыке для вас и ваших детей. Чуть больше года прошло с тех пор, как наша компания открыла новый форум и социальную сеть для пользователей нашего курса Soft Way to Mozart.
Наш опыт показал, насколько это важно – быть услышанным в обучении музыке. Даже маленькие дети с удовольствием не только сами играют «для форума», но и слушают исполнение других детей. Они любят слушать не только те же самые пьесы, но и другие, чтобы потом сказать: «Я тоже это сыграть хочу!»
Мы создали нашу Академию и потому, чтобы у людей всегда была возможность напрямую пообщаться с музыкальными специалистами и получить индивидуальную консультацию, и для того, чтобы общаясь с «братьями по музицированию» получить заряд позитива и укрепить собственную мотивацию.
Я верю, что очень скоро настанет день, когда музицирование станет обычнам делом в каждом доме. И мы научимся не только исполнять свою музыку, но и СЛЫШАТЬ исполнение других.
Успехов вам и вашим близким!
Ваша Елена Хайнер