Елена Ильинична, спасибо за отчёт по практической №6. На самом деле задание не из лёгких, будем разбираться.
Стадии не могут перепрыгивать друг через друга или меняться местами. И всегда нужно задавать вопрос: а какие стадии ученик уже прошёл или проходит.
1. Стадия «Аутиста» или "Ищу ноту - ищу клавишу" – видео №1 - верно и №8 - подумать еще.
Видео 8 - интересный случай. С одной стороны мы видим, что девочка в одной руке держит клавишу в левой руке, а правая в это время играет. И вот хочется написать, что это стадия Зрительно-моторной координации и даже создание координации обеих рук. НО... в самом начале ролика девочка совершенно не видит ноту в левой руке, видит и нажимает только правую. Программа её не пропускает и она понимает, что что-то упустила, быстро реагирует и находит клавишу, вторую фразу в Щедрике точно так же играет: не видит ноту в левой руке, видит только в правой, программа снова не пропускает и она опять понимает, что что-то упустила. Быстро реагирует и находит клавишу. А вот в 3 и 4 фразе отрывка девочка уже и видит, и нажимает нужные ноты в левой руке, причём сверяет с картинками на экране. В правой хорошо видит и находит. Поэтому отнесём это к стадии ......... .
Вот такой интересный случай. Что можно посоветовать, чтобы не забывать играть ноты в левой руке? Смотреть = читать ноты слева направо, как при обычном чтении книг. Сначала выстраивать левую руку, а затем только правую. Вот на этом нужно сфокусировать внимание ребенка. Как правило дети видят ноты в правой руке, а про левую забывают. Поэтому следует напоминать читать слева направо.
2. Нахождения клавиш или "вижу ноту-вижу клавишу" – видео №4 - подумать еще
Мы видим, что ученик с лёгкостью находит ноты и соответствующие клавиши - об этом говорит ЗМЗ на экране. Обратим внимание на левую руку. В левой руке ученик не всегда держит ноты, отрывает, когда играет правая рука, и пока это еще не стадия координации обеих рук, но уже вот-вот перейдёт. Так, значит, какая это стадия?
3. Создание зрительно-моторной координации – видео №2 - подумать еще
В правой руке ученик играет всеми пальцами? Да. Обратите внимание на левую руку. Пока еще не все пальцы играют в левой руке, но ученик уже проходит эту стадию.
4. Координация обеих рук – видео №10 - подумать еще
Ученица играет всеми пальцами обеих рук? значит, она уже прошла стадию Менеджмент, но наизусть еще произведение не выучила. Значит, это стадия .......................
5. Менеджмент пальцев – видео №9 - подумать еще
Мальчик (ОВЗ) некоторые места пытается играть наизусть, видимо, у ребенка, очень хороший слух, пытается играть по слуху и часто отключает своё зрение от нотного текста, но в то же время возвращает фокус на экран, не теряя нот. В правой руке играет практически один указательный палец и только иногда играет большой. Т.е. в правой руке активно работает только 1 палец, поэтому стадия Менеджмент отпадает.
Чем характеризуется стадия в которой он находится в данный момент? В одной руке держит, а в это время другая играет. Да, это мы и видим в некоторых местах. Но и видим, что в правой руке мальчик часто отпускает ноты, а нужно бы держать - появляется мистер Упс, который сигнализирует о том, что нужно подержать ноту еще и мальчик на него очень хорошо реагирует. Значит, ученик на стадии........
6. Сольфеджио – видео №7 - подумать еще
Помните мы с Вами на лекции говорили, что если ученик поёт сольфеджио, то это не значит, что проходит стадию сольфеджио?
Стадия "Сольфеджио" идёт после "Менеджмента пальцев" и перед "Разучиванием наизусть". На стадии Сольфеджио мы через голос помогаем выровнять ритмический рисунок пьесы.
Нужно посмотреть и подумать: а какие стадии ученик уже прошёл? все ли пальцы участвуют в игре? обе ли руки играют? На видео мальчик левой рукой держит клавиши, а правая в это время играет и при этом он поёт ноты. Но пение нот не означает, что ученик находится на стадии Сольфеджио. Стадию зрительно-моторной координации ученик уже прошёл, у него уже выработалась способность освобождать клавишу в одной руке в то время, когда другая рука продолжает нажимать на клавиши, значит, это стадия ...............................
7. Разучивание наизусть и эффект «старой машины» – видео №5 - верно.
8. Метроном. Период шлифования – видео №6 - верно
9. Украшение или «вишенки на торте» – видео №3 - верно