- Posts: 159
- Karma: 34
- Thank you received: 162
-
Home
-
Forum
-
Русский форум
-
Блог Елены Хайнер
- Начинаем писать новую книгу.
Our Promotion
The Butterfly Ball - 2025 is Extended! (15 Jan 2025)
To give more of our talented students and participants the opportunity to shine, we are thrilled to announce that the Butterfly Ball - 2025 recital has been extended until February 1, 2025!
Начинаем писать новую книгу.
Параллельно можно создать на форуме раздел "Руководство к программе", завести тему на каждую игру и написать к ней методические указания и рецепты. Добавить еще тему про дополнительные дидактические материалы. В этом разделе каждый мог бы изложить свои идеи и задать вопросы. Может быть, таким образом удастся обобщить материалы, разбросанные по всему форуму. И Вам, Елена, было бы проще: вместо того, чтобы отвечать на бесконечные личные вопросы, которые постоянно повторяются, всегда можно будет сделать ссылку на соответствующий топик. Конечно, этот раздел неплохо бы периодически подчищать и выносить все правила в первый пост. Таким образом сформируется толковое руководство к программе.
Брошюра, которая прилагается к диску с программой, очень худосочна. Я думаю, что и продажа программы пошла бы лучше, если бы имелось достойное руководство пользователю.
Приведу пример.
Я так и не поняла
- сколько времени предлагается играть в Guess Key (30-60 сек в таймере игры или по секундомеру?) и почему. В брошюре написано вообще другое...
- в какой момент стоит пытаться начать игру двумя руками
- каким образом можно "заставить" малявок делать упражнения (ганон или гаммы). Очень неплохо срабатывал способ Ольги Киселевой "папа-мама", но, во-первых, возник конфликт с нотами-девочками и нотами-мальчиками, а уж когда мамой стала тоника, то тут

- почему рекомендуется начинать игру левой рукой с аккордов
- как часто имеет смысл вводить новые пьесы
- какова роль игры "note duration" на начальном этапе обучения? Насколько она необходима и чем можно ее заменить.
Это только для начала

Мечтать не вредно...


Please Log in or Create an account to join the conversation.
- Posts: 7409
- Karma: 195
- Thank you received: 3275

Galka wrote: Я бы с удовольствием почитала книгу, в которой было бы написано про то, как Вы, Елена, проводите уроки с малышами. В форме историй. Попутно можно изложить и общие принципы, но в контексте: чтобы было понятно, откуда они появились.
Проблема в том, что за столько лет преподавания у меня столько было малышей разных, что сформировались определенные общие наработки, которые работают буквально с каждым. Сейчас, когда я читаю уверения учителей фортепиано, что к каждому малышу надо искать особый, личный подход, мне странно слышать это. Нет, я не отрицаю, что каждый ребенок - это яркая индивидуальность! Но все гениальное просто. Каждый плохой метод плох по-своему. Все лучшие подходы в обучении ему бы там не было - одинаковы. Они основываются на простых и понятных правилах: от конкретного к абстрактному и от простого - к сложному.
Частности - описание отдельных уроков - это как раз то, чего я стараюсь избегать потому, что в обучении музыке иной 3-х летка может быть во много раз продвинутее 7-летки. Поэтому я не люблю, когда родители или учителя сравнивают успехи своих и чужих детей. Именно поэтому наша программа устроена так, что учащиеся ни с кем не соревнуются - только с самими собой.
Параллельно можно создать на форуме раздел "Руководство к программе", завести тему на каждую игру и написать к ней методические указания и рецепты.
В принципе, мы и пишем руководство к программе. Можем сделать это название вторым. Главное, начать и закончить руководство. Чтож, дорогу осилит идущий. Спасибо за идею! Она отличная!
У меня есть видеоруководства к играм, но на английском языке: www.youtube.com/playlist?list=PL5EB1A383...2DD&feature=view_all
Добавить еще тему про дополнительные дидактические материалы. В этом разделе каждый мог бы изложить свои идеи и задать вопросы. Может быть, таким образом удастся обобщить материалы, разбросанные по всему форуму. И Вам, Елена, было бы проще: вместо того, чтобы отвечать на бесконечные личные вопросы, которые постоянно повторяются, всегда можно будет сделать ссылку на соответствующий топик. Конечно, этот раздел неплохо бы периодически подчищать и выносить все правила в первый пост. Таким образом сформируется толковое руководство к программе.
Галя, это супер идея! Обязательно попробую ее осуществить!
Брошюра, которая прилагается к диску с программой, очень худосочна. Я думаю, что и продажа программы пошла бы лучше, если бы имелось достойное руководство пользователю.
Согласна!
Приведу пример.
Я так и не поняла
- сколько времени предлагается играть в Guess Key (30-60 сек в таймере игры или по секундомеру?) и почему. В брошюре написано вообще другое...
- в какой момент стоит пытаться начать игру двумя руками
- каким образом можно "заставить" малявок делать упражнения (ганон или гаммы). Очень неплохо срабатывал способ Ольги Киселевой "папа-мама", но, во-первых, возник конфликт с нотами-девочками и нотами-мальчиками, а уж когда мамой стала тоника, то тутВАЩЕ
- почему рекомендуется начинать игру левой рукой с аккордов
- как часто имеет смысл вводить новые пьесы
- какова роль игры "note duration" на начальном этапе обучения? Насколько она необходима и чем можно ее заменить.
Это только для начала
Мечтать не вредно...![]()
Галя, отличные вопросы. Сегодня я на них и буду отвечать...
Back to the Mozart
Please Log in or Create an account to join the conversation.
- Posts: 7409
- Karma: 195
- Thank you received: 3275
Игры в программе Софт Моцарт я бы все же "играми" не назвала. Они спрограммированы на достаточно сложном алгоритме, который учитывает каждое движение играющего и выдает ему каждый раз другой "маршрут" в зависимости от его реакции. Если играющий ошибается, программа ведет его по самому длинному пути, замедляется вплоть до полной остановки ( Guess Key). Но если скорость хорошая и ошибок нет - полный вперед на крутых виражах.
В процессе "игры" программа не только на подкорке развивает слух, но и музыкальное зрение - то есть способность фокусироваться на отдельных предметах, переводить фокус с предмета на предмет, формирует первые сложные навыки: мелкая моторика развивается вместе со слухом и зрением. При этом клавиши компьютерного киборда становятся прототипом клавиш фортепиано.
Для того, чтобы игры в полной мере и эффективно выполняли свои уникальные функции необходимо относиться к ним с уважением и ...осторожностью. Они чрезвычайно интенсивны. У меня от них стонали группы практикантов - преподавателей фортепиано! Хорошо было курящим: у них была хорошая "отмазка", чтобы прерваться и "проветрить мозги"

Так вот: с начинающими младшего дошкольного возраста игры нужно начинать очень дозированно. Нужно работать над одной игрой в месяц и по 1-3 минутам, не более. Время должно исчисляться игровое.
Первая игра - Guess Key. Порой для некоторых начинающих даже 30 секунд вполне достаточно. Играть в нее нужно несколько раз в неделю, всегда нажимать F1 если по каким то причинам ребенок прервался или время истекло. Если время истекло, а монетки не упали в сундучок, то прерываться все равно. И записывать результат. Это обязательно! По уже упавшим в сундучок монеткам вы увидите, прогрессирует ли ребенок.
Back to the Mozart
Please Log in or Create an account to join the conversation.
- Posts: 7409
- Karma: 195
- Thank you received: 3275
Я бы поставила игры в такой последовательности:
1. Guess Key
2. Note Alphabet
3. Fruit Lines
4. Treble Staff Puzzle
5. Bass Staff Puzzle
6. Note Duration
То есть, к примеру, если начало занятий в Сентябре, то Сентябрь посвящаем Guess Key - первый год играем эту игру более длительное время, на следующий год, возможно, с начала и до конца. Еще через год играем эту игру с Алфавитным названием нот. А потом играем игру с начала и до конца ... с закрытым экраном, на слух.
Этот подход применителен почти ко всем играм.
Начальный этап в работе с играми - это умное обучение детей концентрации и постепенное увеличение времени - от секунд до минут. Поверьте, все игры Софт Моцарта обладают этой магией - они развивают способности ребенка оставаться сфокусированным длительное количество времени. Надо только научиться "поймать волну"
Внимание маленьких детей волнообразно. Оно постоянно переключается с предмета на предмет. Часто бывает, что именно очень способные от природы, смышленные дети труднее всего адаптируются в школе, часто невнимательны и делают "глупые" совершенно нелогические ошибки. Могут правильно сделать всю задачу - и написать совершенно другой ответ, потеряв способность концентрироваться.
Почему это происходит? Потому что при детском "волнообразном" распределении внимания "волны" у способных детей "выше" чем у не очень способных. Мы говорим о таких "схватывают все на лету". И это правда! Так вот, это схватывание на лету может сыграть в будущем плохую шутку: в занятиях, когда нужно равномерное распределение внимание на длительное время такие дети без тренировки начинают сдавать. И мы потом говорим о них "способный, но ленивый". Как будто в этом вина ребенка!
На самом деле задача родителей и преподавателей помочь детям "усилить" промежуточные "между волнами" этапы, научить их распределять внимание с умом и если расслабляться, то не полностью, не переключаясь на совершенно посторонние предметы.
Именно этому и учат наши игры! Мне удавалось "схватить" и развить внимание и способность работать даже у детей, страдающих дислексией, синлромом дефицита внимания. Я видела 2-3х летних малышей, который могли интенсивно умстенно работать в течение 45 минут и порой целого часа!
Все потому, что алгоритм программы помогает и сосредоточенность на результате ("вчера было 5 очков - сегодня 6!") постепенно становится тренажером, который мягко выводит на более высокую скорость мыслительных процессов, чутко реагируя на скорость выполнения задач, подстраиваясь под нее и в то же время мягко подталкивая вперед.
Back to the Mozart
Please Log in or Create an account to join the conversation.
Когда ребенок играет очень недолго (30 сек -1 мин), он все время играет на 1-ом уровне "до-ре-ми". Хорошо ли это?
Сейчас, например, Саша у меня играет только до заполнения одного сундучка. Когда монетки падают, она решает, что игра закончена, и убегает. Так вот в следующий раз я первый сундучок заполняю сама, а она играет со второго, и т.д. Записываю разницу очков. Правильно ли это или надо начинать каждый раз сначала?
Please Log in or Create an account to join the conversation.
- Posts: 7409
- Karma: 195
- Thank you received: 3275
Координация обеих рук и 10 пальцев - это самый значительный навык, которому Софт Моцарт учит детей от 24 месяцев и даже, как выяснилось, младше. Однако не стоит спешить и подталкивать к этому ребенка, если он не готов и только по той причине, что на видео вы видели ребенка даже младше, который это делает с легкостью.
В моей практике игра двумя руками часто начинается с упражнений. Я начинаю с Ганона с каждым ребенком любого возраста. Надо пробудить в начинающем внутреннее осознание каждого пальчика.
Легко сказать! - скажете вы и будете правы. Даже на моем видео не совсем понятно, как подступиться с этим к маленькому ребенку. Что ему сказать? Как его подвинуть к тому чтобы он взял и заиграл: скок 1 2 3 4 5 6 7.
За годы работы с множеством дошколят у меня выработалась до автоматизма простая схема, которая работает с любым ребенком.
Первая задача. ГРАВИТАЦИЯ.
Обратите внимание, как часто начинающие на первых уроках тактильно воспринимают клавиши фортепиано. Они часто прикасаются к ним как к горячей плите. Дотронулись и одернули руку. Или наоборот: нажали и жмут изо всех сил - не оторвать!
Это естественная реакция! Клавиш много, они пугают и завораживают. Это все равно что вас высадить на Луну или другую планету. Вам нужно побегать - попрыгать - или хотя бы постоять, чтобы ощутить гравитацию и понять как нужно двигаться. Так вот: клавиши фортепиано или синтезатора - это тоже другая планета. И самое важное тут: понять, как по ним ходить, как переставлять пальчики, чтобы не увязнуть или не улететь как воздушный шарик.
Первый вопрос, который я задаю ребенку ( и даже не дожидаюсь вербального ответа): ТЫ СИЛЬНЫЙ? Ну-ка, оторви мою руку от клавиш.
Я нажимаю До первой октавы большим пальцем правой руки и ребенок берет мою кисть снизу, пытаясь толкнуть ее вверх. Я сопротивляюсь, но потом "сдаюсь", чтобы ребенок почувствовал тяжесть моей руки.
Как только он "оторвал" меня от клавиши, я конечно же даю ему музыкальную денежку. За силу!
Потом мы меняемся местами. ТЫ МОЖЕШЬ ТАК ЖЕ СИЛЬНО НАЖАТЬ КЛАВИШУ? - Спрашиваю я. И вот тут начинается самое интересное. Эту часть работы ни в коем случае нельзя выполнять формально! Ребенок должен нажать и держать клавишу. Если при вашей попытке оторвать его от клавиши он легко "сдается", никакой гравитации ребенок еще не почувствовал. Было бы ошибкой переходить к следующей стадии!
Я порой по неопытности спешила перейти на следующий этап, но поняла, что без закрепления этого навыка - "цепляния за клавишу" ребенок потом долго не может усвоить легато и множество других приемов. Поэтому если на "ощущение гравитации" уйдет добрых несколько занятий - не беда. Этот этап очень важен.
Следующий вопрос, который я задаю после успешного прохождения теста "на цепляние": А ПАМЯТЬ У ТЕБЯ ХОРОШАЯ? МОЖЕШЬ ПОВТОРИТЬ: СКОК - 1 2 3 4 5 6 7? Если ребенок еще говорить не умеет толком, я за него проговариваю несколько раз. Если умеет - пусть повторит внятно и получит еще одну "денежку".
А теперь УЧИМСЯ ХОДИТЬ!
Нажимаем ДО, "цепляемся" за нее и делаем "скок". Легко сказать "делаем", а на самом деле это - трудный шаг для многих начинающих. Помогают стикерсы на клавишах, когда мы объясняем, что на Ми надо поставить второй пальчик. Помогает упражнение в воздухе, когда мы учимся растягивать большой и указательный пальчики.
Проблемы со "скоком" бывают и другого порядка. Нажав МИ, ребенок продолжает давить изо всех сил на ДО. И вы тогда можете аккуратно отклеить большой пальчик.
Опять же, не страшно, если и на это уйдет пара занятий. Это - самый важные шаги. Тут спешить совершенно не нужно.
Следующим этапом будет запоминание секвенции 1234567. Для этого у меня есть такая "заготовка" с музыкальными деньгами. Пройдя первую секвенцию от До (ДО МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СОЛЬ ФА МИ РЕ) вместе с ребенком, я говорю: А ТЕПЕРЬ ТЫ САМ! Каждая правильно сыгранная клавиша - одна музыкальная денежка. Поехали!
После закрепления этого навыка начинаем учиться играть эту секвенцию от РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ И СИ.
Когда ребенок осваивает это упражнение и сам, без подсказок играет его вверх, МОЖНО НАЧИНАТЬ РАБОТАТЬ НАД ЭТИМ УПРАЖНЕНИЕМ ДВУМЯ РУКАМИ!
Да-да! Сразу двумя руками! Как правило, большинство здоровых детей на подсознательном уровне понимают, что надо делать с левой рукой. И конечно же стикерсы на клавишах помогают им сориентироваться. Ведь и в правой и в левой руке одни и те же картинки!
Мы называем большие пальчики "нянями" (babysitters), а мизинцы детками (babies). Так вот: каждая "няня" должна быть с "деткой" - или если в правой руке большой пальчик, то в левой - мизинец.
Бывают, конечно, случаи, когда ребенку трудно сразу начать играть Ганона двумя руками. Тогда нужно поработать только над левой ручкой а не над обеими сразу. И маленькими шажками начинать учиться играть двумя руками. "Постояли" на До - поучились делать "скок" одновременно. Научились "скок" - стали учиться шагать дальше.
Чрезвыайно важно начинать занятия игры на фортепиано именно с этого упражнения! Оно бесценно, потому что помогает детям "открыть" возможности каждого пальчика, почувствовать их, скоординировать обе руки, освоить пространство фортепиано.
Но ни в коем случае не ограничивайте занятия фортепиано только Ганоном. Параллельно можно начинать учить Introductory Songs и не переживать, что ребенок не использует всех пальчиков! Если эти процессы ( разучивание Ганона и пьес) будет идти параллельно, то рано или поздно ручка "откроется" и ребенок начнет играть всеми пальчиками.
Back to the Mozart
Please Log in or Create an account to join the conversation.