- Posts: 163
- Karma: 34
- Thank you received: 162
- Home
- Forum
- Русский форум
- Блог Елены Хайнер
- Начинаем писать новую книгу.
Our Promotion
The 2024-2025 school year starts on September 15th. (31 Aug 2024)
Watch for our updated guidelines to be published before then.
Начинаем писать новую книгу.
Параллельно можно создать на форуме раздел "Руководство к программе", завести тему на каждую игру и написать к ней методические указания и рецепты. Добавить еще тему про дополнительные дидактические материалы. В этом разделе каждый мог бы изложить свои идеи и задать вопросы. Может быть, таким образом удастся обобщить материалы, разбросанные по всему форуму. И Вам, Елена, было бы проще: вместо того, чтобы отвечать на бесконечные личные вопросы, которые постоянно повторяются, всегда можно будет сделать ссылку на соответствующий топик. Конечно, этот раздел неплохо бы периодически подчищать и выносить все правила в первый пост. Таким образом сформируется толковое руководство к программе.
Брошюра, которая прилагается к диску с программой, очень худосочна. Я думаю, что и продажа программы пошла бы лучше, если бы имелось достойное руководство пользователю.
Приведу пример.
Я так и не поняла
- сколько времени предлагается играть в Guess Key (30-60 сек в таймере игры или по секундомеру?) и почему. В брошюре написано вообще другое...
- в какой момент стоит пытаться начать игру двумя руками
- каким образом можно "заставить" малявок делать упражнения (ганон или гаммы). Очень неплохо срабатывал способ Ольги Киселевой "папа-мама", но, во-первых, возник конфликт с нотами-девочками и нотами-мальчиками, а уж когда мамой стала тоника, то тут ВАЩЕ
- почему рекомендуется начинать игру левой рукой с аккордов
- как часто имеет смысл вводить новые пьесы
- какова роль игры "note duration" на начальном этапе обучения? Насколько она необходима и чем можно ее заменить.
Это только для начала
Мечтать не вредно...
Please Log in or Create an account to join the conversation.
- Posts: 7387
- Karma: 195
- Thank you received: 3240
Galka wrote: Я бы с удовольствием почитала книгу, в которой было бы написано про то, как Вы, Елена, проводите уроки с малышами. В форме историй. Попутно можно изложить и общие принципы, но в контексте: чтобы было понятно, откуда они появились.
Проблема в том, что за столько лет преподавания у меня столько было малышей разных, что сформировались определенные общие наработки, которые работают буквально с каждым. Сейчас, когда я читаю уверения учителей фортепиано, что к каждому малышу надо искать особый, личный подход, мне странно слышать это. Нет, я не отрицаю, что каждый ребенок - это яркая индивидуальность! Но все гениальное просто. Каждый плохой метод плох по-своему. Все лучшие подходы в обучении ему бы там не было - одинаковы. Они основываются на простых и понятных правилах: от конкретного к абстрактному и от простого - к сложному.
Частности - описание отдельных уроков - это как раз то, чего я стараюсь избегать потому, что в обучении музыке иной 3-х летка может быть во много раз продвинутее 7-летки. Поэтому я не люблю, когда родители или учителя сравнивают успехи своих и чужих детей. Именно поэтому наша программа устроена так, что учащиеся ни с кем не соревнуются - только с самими собой.
Параллельно можно создать на форуме раздел "Руководство к программе", завести тему на каждую игру и написать к ней методические указания и рецепты.
В принципе, мы и пишем руководство к программе. Можем сделать это название вторым. Главное, начать и закончить руководство. Чтож, дорогу осилит идущий. Спасибо за идею! Она отличная!
У меня есть видеоруководства к играм, но на английском языке: www.youtube.com/playlist?list=PL5EB1A383...2DD&feature=view_all
Добавить еще тему про дополнительные дидактические материалы. В этом разделе каждый мог бы изложить свои идеи и задать вопросы. Может быть, таким образом удастся обобщить материалы, разбросанные по всему форуму. И Вам, Елена, было бы проще: вместо того, чтобы отвечать на бесконечные личные вопросы, которые постоянно повторяются, всегда можно будет сделать ссылку на соответствующий топик. Конечно, этот раздел неплохо бы периодически подчищать и выносить все правила в первый пост. Таким образом сформируется толковое руководство к программе.
Галя, это супер идея! Обязательно попробую ее осуществить!
Брошюра, которая прилагается к диску с программой, очень худосочна. Я думаю, что и продажа программы пошла бы лучше, если бы имелось достойное руководство пользователю.
Согласна!
Приведу пример.
Я так и не поняла
- сколько времени предлагается играть в Guess Key (30-60 сек в таймере игры или по секундомеру?) и почему. В брошюре написано вообще другое...
- в какой момент стоит пытаться начать игру двумя руками
- каким образом можно "заставить" малявок делать упражнения (ганон или гаммы). Очень неплохо срабатывал способ Ольги Киселевой "папа-мама", но, во-первых, возник конфликт с нотами-девочками и нотами-мальчиками, а уж когда мамой стала тоника, то тут ВАЩЕ
- почему рекомендуется начинать игру левой рукой с аккордов
- как часто имеет смысл вводить новые пьесы
- какова роль игры "note duration" на начальном этапе обучения? Насколько она необходима и чем можно ее заменить.
Это только для начала
Мечтать не вредно...
Галя, отличные вопросы. Сегодня я на них и буду отвечать...
Back to the Mozart
Please Log in or Create an account to join the conversation.
- Posts: 7387
- Karma: 195
- Thank you received: 3240
Игры в программе Софт Моцарт я бы все же "играми" не назвала. Они спрограммированы на достаточно сложном алгоритме, который учитывает каждое движение играющего и выдает ему каждый раз другой "маршрут" в зависимости от его реакции. Если играющий ошибается, программа ведет его по самому длинному пути, замедляется вплоть до полной остановки ( Guess Key). Но если скорость хорошая и ошибок нет - полный вперед на крутых виражах.
В процессе "игры" программа не только на подкорке развивает слух, но и музыкальное зрение - то есть способность фокусироваться на отдельных предметах, переводить фокус с предмета на предмет, формирует первые сложные навыки: мелкая моторика развивается вместе со слухом и зрением. При этом клавиши компьютерного киборда становятся прототипом клавиш фортепиано.
Для того, чтобы игры в полной мере и эффективно выполняли свои уникальные функции необходимо относиться к ним с уважением и ...осторожностью. Они чрезвычайно интенсивны. У меня от них стонали группы практикантов - преподавателей фортепиано! Хорошо было курящим: у них была хорошая "отмазка", чтобы прерваться и "проветрить мозги"
Так вот: с начинающими младшего дошкольного возраста игры нужно начинать очень дозированно. Нужно работать над одной игрой в месяц и по 1-3 минутам, не более. Время должно исчисляться игровое.
Первая игра - Guess Key. Порой для некоторых начинающих даже 30 секунд вполне достаточно. Играть в нее нужно несколько раз в неделю, всегда нажимать F1 если по каким то причинам ребенок прервался или время истекло. Если время истекло, а монетки не упали в сундучок, то прерываться все равно. И записывать результат. Это обязательно! По уже упавшим в сундучок монеткам вы увидите, прогрессирует ли ребенок.
Back to the Mozart
Please Log in or Create an account to join the conversation.
- Posts: 7387
- Karma: 195
- Thank you received: 3240
Я бы поставила игры в такой последовательности:
1. Guess Key
2. Note Alphabet
3. Fruit Lines
4. Treble Staff Puzzle
5. Bass Staff Puzzle
6. Note Duration
То есть, к примеру, если начало занятий в Сентябре, то Сентябрь посвящаем Guess Key - первый год играем эту игру более длительное время, на следующий год, возможно, с начала и до конца. Еще через год играем эту игру с Алфавитным названием нот. А потом играем игру с начала и до конца ... с закрытым экраном, на слух.
Этот подход применителен почти ко всем играм.
Начальный этап в работе с играми - это умное обучение детей концентрации и постепенное увеличение времени - от секунд до минут. Поверьте, все игры Софт Моцарта обладают этой магией - они развивают способности ребенка оставаться сфокусированным длительное количество времени. Надо только научиться "поймать волну"
Внимание маленьких детей волнообразно. Оно постоянно переключается с предмета на предмет. Часто бывает, что именно очень способные от природы, смышленные дети труднее всего адаптируются в школе, часто невнимательны и делают "глупые" совершенно нелогические ошибки. Могут правильно сделать всю задачу - и написать совершенно другой ответ, потеряв способность концентрироваться.
Почему это происходит? Потому что при детском "волнообразном" распределении внимания "волны" у способных детей "выше" чем у не очень способных. Мы говорим о таких "схватывают все на лету". И это правда! Так вот, это схватывание на лету может сыграть в будущем плохую шутку: в занятиях, когда нужно равномерное распределение внимание на длительное время такие дети без тренировки начинают сдавать. И мы потом говорим о них "способный, но ленивый". Как будто в этом вина ребенка!
На самом деле задача родителей и преподавателей помочь детям "усилить" промежуточные "между волнами" этапы, научить их распределять внимание с умом и если расслабляться, то не полностью, не переключаясь на совершенно посторонние предметы.
Именно этому и учат наши игры! Мне удавалось "схватить" и развить внимание и способность работать даже у детей, страдающих дислексией, синлромом дефицита внимания. Я видела 2-3х летних малышей, который могли интенсивно умстенно работать в течение 45 минут и порой целого часа!
Все потому, что алгоритм программы помогает и сосредоточенность на результате ("вчера было 5 очков - сегодня 6!") постепенно становится тренажером, который мягко выводит на более высокую скорость мыслительных процессов, чутко реагируя на скорость выполнения задач, подстраиваясь под нее и в то же время мягко подталкивая вперед.
Back to the Mozart
Please Log in or Create an account to join the conversation.
Когда ребенок играет очень недолго (30 сек -1 мин), он все время играет на 1-ом уровне "до-ре-ми". Хорошо ли это?
Сейчас, например, Саша у меня играет только до заполнения одного сундучка. Когда монетки падают, она решает, что игра закончена, и убегает. Так вот в следующий раз я первый сундучок заполняю сама, а она играет со второго, и т.д. Записываю разницу очков. Правильно ли это или надо начинать каждый раз сначала?
Please Log in or Create an account to join the conversation.
- Posts: 7387
- Karma: 195
- Thank you received: 3240
Координация обеих рук и 10 пальцев - это самый значительный навык, которому Софт Моцарт учит детей от 24 месяцев и даже, как выяснилось, младше. Однако не стоит спешить и подталкивать к этому ребенка, если он не готов и только по той причине, что на видео вы видели ребенка даже младше, который это делает с легкостью.
В моей практике игра двумя руками часто начинается с упражнений. Я начинаю с Ганона с каждым ребенком любого возраста. Надо пробудить в начинающем внутреннее осознание каждого пальчика.
Легко сказать! - скажете вы и будете правы. Даже на моем видео не совсем понятно, как подступиться с этим к маленькому ребенку. Что ему сказать? Как его подвинуть к тому чтобы он взял и заиграл: скок 1 2 3 4 5 6 7.
За годы работы с множеством дошколят у меня выработалась до автоматизма простая схема, которая работает с любым ребенком.
Первая задача. ГРАВИТАЦИЯ.
Обратите внимание, как часто начинающие на первых уроках тактильно воспринимают клавиши фортепиано. Они часто прикасаются к ним как к горячей плите. Дотронулись и одернули руку. Или наоборот: нажали и жмут изо всех сил - не оторвать!
Это естественная реакция! Клавиш много, они пугают и завораживают. Это все равно что вас высадить на Луну или другую планету. Вам нужно побегать - попрыгать - или хотя бы постоять, чтобы ощутить гравитацию и понять как нужно двигаться. Так вот: клавиши фортепиано или синтезатора - это тоже другая планета. И самое важное тут: понять, как по ним ходить, как переставлять пальчики, чтобы не увязнуть или не улететь как воздушный шарик.
Первый вопрос, который я задаю ребенку ( и даже не дожидаюсь вербального ответа): ТЫ СИЛЬНЫЙ? Ну-ка, оторви мою руку от клавиш.
Я нажимаю До первой октавы большим пальцем правой руки и ребенок берет мою кисть снизу, пытаясь толкнуть ее вверх. Я сопротивляюсь, но потом "сдаюсь", чтобы ребенок почувствовал тяжесть моей руки.
Как только он "оторвал" меня от клавиши, я конечно же даю ему музыкальную денежку. За силу!
Потом мы меняемся местами. ТЫ МОЖЕШЬ ТАК ЖЕ СИЛЬНО НАЖАТЬ КЛАВИШУ? - Спрашиваю я. И вот тут начинается самое интересное. Эту часть работы ни в коем случае нельзя выполнять формально! Ребенок должен нажать и держать клавишу. Если при вашей попытке оторвать его от клавиши он легко "сдается", никакой гравитации ребенок еще не почувствовал. Было бы ошибкой переходить к следующей стадии!
Я порой по неопытности спешила перейти на следующий этап, но поняла, что без закрепления этого навыка - "цепляния за клавишу" ребенок потом долго не может усвоить легато и множество других приемов. Поэтому если на "ощущение гравитации" уйдет добрых несколько занятий - не беда. Этот этап очень важен.
Следующий вопрос, который я задаю после успешного прохождения теста "на цепляние": А ПАМЯТЬ У ТЕБЯ ХОРОШАЯ? МОЖЕШЬ ПОВТОРИТЬ: СКОК - 1 2 3 4 5 6 7? Если ребенок еще говорить не умеет толком, я за него проговариваю несколько раз. Если умеет - пусть повторит внятно и получит еще одну "денежку".
А теперь УЧИМСЯ ХОДИТЬ!
Нажимаем ДО, "цепляемся" за нее и делаем "скок". Легко сказать "делаем", а на самом деле это - трудный шаг для многих начинающих. Помогают стикерсы на клавишах, когда мы объясняем, что на Ми надо поставить второй пальчик. Помогает упражнение в воздухе, когда мы учимся растягивать большой и указательный пальчики.
Проблемы со "скоком" бывают и другого порядка. Нажав МИ, ребенок продолжает давить изо всех сил на ДО. И вы тогда можете аккуратно отклеить большой пальчик.
Опять же, не страшно, если и на это уйдет пара занятий. Это - самый важные шаги. Тут спешить совершенно не нужно.
Следующим этапом будет запоминание секвенции 1234567. Для этого у меня есть такая "заготовка" с музыкальными деньгами. Пройдя первую секвенцию от До (ДО МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СОЛЬ ФА МИ РЕ) вместе с ребенком, я говорю: А ТЕПЕРЬ ТЫ САМ! Каждая правильно сыгранная клавиша - одна музыкальная денежка. Поехали!
После закрепления этого навыка начинаем учиться играть эту секвенцию от РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ И СИ.
Когда ребенок осваивает это упражнение и сам, без подсказок играет его вверх, МОЖНО НАЧИНАТЬ РАБОТАТЬ НАД ЭТИМ УПРАЖНЕНИЕМ ДВУМЯ РУКАМИ!
Да-да! Сразу двумя руками! Как правило, большинство здоровых детей на подсознательном уровне понимают, что надо делать с левой рукой. И конечно же стикерсы на клавишах помогают им сориентироваться. Ведь и в правой и в левой руке одни и те же картинки!
Мы называем большие пальчики "нянями" (babysitters), а мизинцы детками (babies). Так вот: каждая "няня" должна быть с "деткой" - или если в правой руке большой пальчик, то в левой - мизинец.
Бывают, конечно, случаи, когда ребенку трудно сразу начать играть Ганона двумя руками. Тогда нужно поработать только над левой ручкой а не над обеими сразу. И маленькими шажками начинать учиться играть двумя руками. "Постояли" на До - поучились делать "скок" одновременно. Научились "скок" - стали учиться шагать дальше.
Чрезвыайно важно начинать занятия игры на фортепиано именно с этого упражнения! Оно бесценно, потому что помогает детям "открыть" возможности каждого пальчика, почувствовать их, скоординировать обе руки, освоить пространство фортепиано.
Но ни в коем случае не ограничивайте занятия фортепиано только Ганоном. Параллельно можно начинать учить Introductory Songs и не переживать, что ребенок не использует всех пальчиков! Если эти процессы ( разучивание Ганона и пьес) будет идти параллельно, то рано или поздно ручка "откроется" и ребенок начнет играть всеми пальчиками.
Back to the Mozart
Please Log in or Create an account to join the conversation.