- Posts: 75
- Thank you received: 29
- Home
- Forum
- English Forum
- Learning experience/Опыт обучения
- Teachers Training Experience/Опыт Педагогов
- Обучение педагогов Soft Mozart
Our Promotion
The countdown has ended
Save, Сэкономьте, Ahorrar
- Forum
- English Forum
- Learning experience/Опыт обучения
- Teachers Training Experience/Опыт Педагогов
- Обучение педагогов Soft Mozart
×
The 2024-2025 school year starts on September 15th. (31 Aug 2024)
Watch for our updated guidelines to be published before then.
×
Teachers Training Experience
Обучение педагогов Soft Mozart
12 Aug 2022 22:01 - 12 Aug 2022 22:11 #44458
by Vinogrua
Replied by Vinogrua on topic Обучение педагогов Soft Mozart
My way to Mozart
Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Позвольте представиться, меня зовут Алексей Сергеевич Виноградов. Несколько слов о себе. Сейчас мне 46 лет. Живу я в городе Жуковский Московской области. Имею диплом преподавателя фортепиано и концертмейстера (окончил 1 МОМУ г. Коломна в 2002 году). Фактически по профессии и роду своей деятельности являюсь учителем музыки в общеобразовательной школе. Стаж моей работы в этой профессии на данный момент составляет 20 лет. Имею некоторый опыт частного преподавания фортепиано. Занимаюсь исполнительской деятельностью, иногда.
Однако мой путь к музыке (как и к Моцарту) был отнюдь не мягким, а скорее долгим, трудным и тернистым. В 7 лет меня отдали в музыкальную школу на подготовительные курсы, в 8 — на скрипку, в 9 — появилось общее фортепиано. Обучение было тягостным и муторным. Что касается скрипки, то сначала пьесу на инструменте по нотам разбирала мама, а после показывала мне, что называется, «с рук». До фортепиано дело не доходило вообще. Домашние задания просто игнорировались, поскольку не кому было сидеть рядом и контролировать мои занятия. Вместе с тем этот инструмент меня всегда привлекал. Мне очень нравилось импровизировать и сочинять музыку. Я с удовольствием проводил часы за фортепиано, как только появлялась такая возможность. К концу третьего года закончилось всё печально из-за отсутствия результатов обучения по программе музыкальной школы. Состоялся серьёзный разговор с матерью, во время которого мне впервые в жизни с болью в сердце пришлось принять «судьбоносное решение». Это было решение об уходе из музыкальной школы. Но смириться с ним мне так и не удалось. Я понимал и даже был уверен в том, что придёт время, когда я обязательно вернусь к музыке, но вернусь каким-то иным, своим путём. Так оно и случилось, но уже по прошествии многих лет, когда мне было 17. В последствии мною было принято решение профессионально посвятить себя музыке. Снова музыкальная школа, её окончание (за 3 года) с отличием, поступление в музыкальное училище по классу фортепиано, - стали достижением главной моей цели, вопреки всем жизненным обстоятельствам. Особенно трудными, но и интересными были годы обучения в музыкальном училище. Промчались и эти четыре года. И вот я с успехом сдаю госэкзамены, получаю диплом. Ах, да! И в моей сольной программе был Моцарт!
Наверное, моя история не является типичной, поскольку мне удалось выкрутиться из сложившихся в детстве обстоятельств, не утратив любви и стремления заниматься музыкой. Усилиями воли достичь своей цели, чем я, конечно, горжусь. Однако она является показательной в плане того, как система жестко осаждает и отсеивает тех, кто не готов учиться по её правилам. Позднее эта мысль мне встретилась в книге Елены Хайнер «Стать талантливым музыкантом? Легко!».
В 2002 году было поступление в ВУЗ и начало трудовой деятельности в качестве учителя музыки. Кстати, не будет лишним сказать о том, что школьные уроки музыки в мои школьные годы оставили у меня хорошие воспоминания. Наверное, мне повезло с учителем. Первые впечатления от прослушивания Сороковой симфонии Моцарта, а особенно, Лакримозы из Реквиема, оставили в моей памяти самые яркие и трогательные впечатления. Конечно, не только Моцарт, но и другие шедевры мировой классики. И всё это было услышано мною именно в общеобразовательной школе. Наверное, поэтому перспектива стать учителем музыки в школе мне не казалась недостойной.
С «Софт Моцартом» я познакомился много лет назад, а именно, в 2014 году. И сегодня, в 2022 году могу условно разделить свою педагогическую деятельность на два периода: «до» этого знакомства и «после» него. Да, знакомство с системой «Софт Моцарт» и прочтение книги Елены Хайнер «Стать талантливым музыкантом? Легко!» заставили меня переосмыслить роль уроков музыки и в корне пересмотреть свои методы преподавания. Именно в этой книге я нашел объяснение причин своего разочарования в музыкальной школе в детстве. Справедливости ради скажу, что не только «Софт Моцарт», но и другие концепции привлекали моё внимание, в частности, система В. Кирюшина давала повод к размышлению и попыткам внедрения её в работу. Но увы, ни то, ни другое не прижилось в общеобразовательной школе с её целями, задачами, планами, буднями.
Конечно, поиск новых методов обучения возник не на пустом месте. Он был обусловлен изменениями в системе образования, которые произошли в определенный период. С 2011 года все общеобразовательные школы начали переходить на Федеральные государственные стандарты второго поколения (ФГОС). Это означало, что все первые классы, которые начинали обучение в том году, должны были учиться именно по этим новым стандартам. На следующий год (2012), соответственно, первые и вторые классы и т.д. Как это отразилось на учителях музыки? В моём случае была добавлена дополнительная нагрузка, так называемая, внеурочная деятельность. То есть, кроме уроков музыки, в первых классах, а затем во вторых, был добавлен ещё один курс - внеурочная деятельность, один час в неделю. Данный вид деятельности являлся обязательным для всех учащихся, поэтому на занятия приходил класс, почти в полном составе. Администрация школы сама решила, что я буду вести кружок под названием «Весёлые нотки». С подобными изменениями в ту пору столкнулись многие учителя музыки, главная трудность заключалась в том, что никто не знал, что и как нужно было делать на этой «внеурочке». Приходилось все придумывать буквально на лету. Кто-то из учителей занимался разучиванием песен к праздникам и мероприятиям, кто-то показывал и обсуждал мультфильмы или музыкальные сказки и т.п. Словом, ситуация была тупиковая и критическая, ведь программ по внеурочной деятельности ещё не существовало. Учитель сам должен был её изобрести. Вот и пришлось мне искать выход из этого кризиса. В моём случае выбор деятельности определило название кружка, которое ему присвоила администрация, - «Весёлые нотки». И этим было всё сказано. Я решил не символически, а буквально воспринимать это название. И это не случайно. С самого начала педагогической деятельности в школе меня не покидала мысль о том, что музыкальная грамотность необходима, что детей можно и нужно знакомить с нотами, учить петь именно по нотам, анализировать нотный текст. И попытки это осуществить в моей работе, безусловно, присутствовали.
Здесь важно упомянуть о программе и учебно-методическом комплекте, по которому я работаю на протяжении двух десятков лет. Это программа и УМК Виталия Владимировича Алеева. Примечательно, что обложки этих учебников мелькают в видеолекциях для педагогов «Софт Моцарт» Елены Губочкиной, где за кадром звучат утверждения о том, что на уроках музыки в общеобразовательной школе не знакомят учащихся с нотной грамотой. Однако это не так. Возможно, когда-то в 80-е — 90-е годы прошлого века эти утверждения и были справедливы. Однако система общего музыкального образования, при всем своём несовершенстве, не стоит на месте. Программа В. В. Алеева, на мой взгляд, в этом плане, как раз является достаточно прогрессивной. С самого первого класса в данной программе идёт последовательное и методичное внедрение нотной грамоты. В первом классе - это звуковысотность (ноты и нотный стан), во втором классе - длительности (ноты долгие и короткие) и интервалы, в третьем - паузы и т.д. Да, конечно, всё это даётся не в в триединстве (как в методе Хайнер), а в самой традиционной форме, но отнюдь не сухо и формально, как во многих учебниках по сольфеджио. На страницах учебников Алеева во всех классах с 2-го по 8-й присутствуют нотные примеры для анализа. В Рабочих тетрадях данного УМК для всех классов присутствует песенный материал с нотами в одноголосном (иногда двух и трёхголосном изложении!). Кроме того, в методических пособиях к каждому уроку в каждом классе даются чёткие указания для учителя по анализу нотных примеров прослушиваемых произведений, а также на ноты разучиваемых песен.
Всё это опровергает утверждения об отсутствии музыкальной грамотности и опоры на нотный текст на уроках музыки в общеобразовательной школе. С другой стороны может возникнуть вопрос о том, в какой мере осуществляется реализация данной программы в условиях общеобразовательной школы? И здесь придётся признать, что далеко не в полной. Многие учителя идут совсем по другому пути и не уделяют должного внимания тем видам деятельности, которые направлены на развитие музыкальной грамотности школьников, поскольку привыкли работать по старым шаблонам. Но это уже на их совести.
Итак, вернёмся к моему переосмыслению своих уроков. Надо сказать, что книга Е. Хайнер произвела на меня эффект какого-то озарения. Мне вдруг стало понятно и очевидно, что и как нужно делать в своей работе, к чему стремиться, и, главное, — зачем. С этого момента в каждый урок мною внедрялись элементы нотной грамоты, нотный алфавит, сольфеджирование. Мне понравилась идея о «точке опоры» и я придумывал различные вспомогательные средства, чтобы учащимся было проще выучить и запомнить ноты. Не буду всё здесь описывать, поскольку не всё было эффективно, но одно средство по сей день остаётся безотказной «точкой опоры» в процессе работы над песенным материалом. Это программа musescore. Именно в этом нотном редакторе мною был набран весь песенный материал из нотных хрестоматий к программе Алеева. Именно с помощью этой программы на моих уроках происходит разучивание песен. На доске учащиеся видят нотный текст мелодии песни и слова вокального текста под нотами. Программа озвучивает нотный текст. На доске мелодия, звучит также аккомпанемент. Такой инструмент значительно упрощает разбор песни, ученики видят направление движения мелодии, длительности, и, кстати, фокусную линию! Программа визуализирует процесс исполнения. С помощью онлайн сервиса musescore мною были созданы видеоверсии всех партитур песен, которые выдаются ученикам в качестве домашнего задания. На моем YouTube канале данные партитуры пользуются немалой популярностью. Впрочем, дети тоже с удовольствием поют по нотам на уроках и дома, причём все, с 1-го по 8-й класс. Они приучены к такому формату работы. Для меня и для них сегодня немыслимо работать над песенным материалом без этой опоры. Иногда этот метод пригождается для разучивания песен с выпускниками и родителями, другими учителями.
Каков мой вывод? Если сказать кратко, то работать с нотами гораздо лучше, легче и проще, чем без них. Это касается всего, начиная с разучивания и исполнения песен, заканчивая анализом музыкальных произведений. Говорить с учащимися о музыке на языке музыкальных понятий, терминов, опираясь на нотные примеры, для музыканта гораздо естественнее и приятнее, нежели использовать какой-то дополнительный язык. И этого вполне реально достичь даже в условиях общеобразовательной школы со всеми её недостатками и трудностями.
Однако вернёмся к «Софт Моцарту». Впервые демо версия данной программы мною была опробована на занятиях внеурочной деятельности в 3 классах в малых группах. Тогдашняя демо версия программы отличалась большим разнообразием, чем нынешняя. В ней было несколько фрагментов разных пьес. Детям, конечно, нравилось по очереди садиться за инструмент и пытаться сыграть эти пьесы, то одной, то двумя руками. Некоторые ребята выучивали наизусть отрывки из этих пьес и позже повторяли уже по памяти. Игра на инструменте сменялась пением этих мелодий (сольфеджированием), записью на нотной бумаге. Однако всё хорошее длится недолго. Лимит пьес был исчерпан, интерес к игре постепенно угасал. Было очевидно, что материально-финансовые и кадровые возможности школы не позволят создать студию «Софт Моцарт», поэтому «проект» пришлось свернуть. У меня не оставалось сомнений в эффективности данного метода, просто он не нашёл своего развития в предлагаемых условиях и обстоятельствах.
В те годы мне приходилось выступать на семинарах и конференциях учителей музыки, где я неоднократно упоминал о системе «Софт Моцарт», об авторе метода — Елене Хайнер и о её книге. Одно из моих выступлений было посвящено использованию данной системы на занятиях внеурочной деятельности в общеобразовательной школе. Я рассказывал о программе, о своём опыте, а также демонстрировал видео с Ютуба, где ученики разного возраста играют по программе «Софт Моцарт» и демонстрируют прогрессивные результаты. Во время моего выступления в зале присутствовали не только учителя музыки общеобразовательных школ, но и несколько преподавателей фортепиано из хоровой школы г. Раменское. Надо сказать, что реакция именно преподавателей фортепиано на мой доклад была весьма бурной и даже гневной. Складывалось впечатление, что что-то задело их за больную жилку. «Неужели Вы действительно считаете, что эта программа научит ребёнка играть Бетховена или Шопена?», «Это ведь шарлатанство!» — такие реплики звучали из их уст по окончании моего выступления. Мне, конечно же, нравилось, что мой доклад вызвал столь бурную реакцию и оживление. Удивительно то, что, высказывая свои критические суждения, эти педагоги не учитывали, что речь не идёт о музыкальной школе, о предпрофессиональной подготовке или о подготовке к академическим концертам, а речь шла всего лишь о занятии внеурочной деятельности в общеобразовательной школе. Таким образом, косность старой системы, её сопротивление новому и прогрессивному стали для меня более чем очевидны. И, конечно, такая «живая» реакция на упоминание о «Софт Моцарте» меня ещё больше убедила в истинной ценности этого метода.
В заключении раскрою цель своего появления здесь. В последние годы в системе образования наблюдается тенденция перехода многих учителей в частное преподавание и репетиторство. Этому способствует множество факторов и обстоятельств: всё жёстче становятся рамки государственной системы, зависимость от работодателя, навязывание дополнительных обязанностей для учителей, не говоря уже о несовершенстве самого содержания школьного образования. Все это заставляет задумываться некоторых учителей и родителей об альтернативных формах образования. Всё чаще родители выбирают форму семейного образования для своих детей. А для учителя, вероятно, это способ избежать профессионального «выгорания» и реализовать свой творческий и педагогический потенциал. Ещё в самом начале моей педагогической карьеры я услышал одно ироничное высказывание от старших коллег — учителей музыки. Оно заключалось в следующем: «Из общеобразовательной школы уходят только на пенсию». Не могу сказать, что оно меня обрадовало и вдохновило. В нём слышалась какая-то обречённость. И, несмотря на то, что с годами работа в школе мне приносит всё больше и больше радости, всё же мне не хотелось бы останавливаться на достигнутом и однажды «уйти из школы на пенсию». При всей моей состоятельности в профессии присутствует мысль, о том, что я занимаюсь не совсем своим делом. Ведь, напомню, что имею диплом преподавателя фортепиано. Также есть большое желание развиваться, изучать новое, покорять новые вершины и горизонты. А «Софт Моцарт» здесь оказался весьма и весьма кстати!
Прошу прощения за столь длинное повествование. Всем удачи!
Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Позвольте представиться, меня зовут Алексей Сергеевич Виноградов. Несколько слов о себе. Сейчас мне 46 лет. Живу я в городе Жуковский Московской области. Имею диплом преподавателя фортепиано и концертмейстера (окончил 1 МОМУ г. Коломна в 2002 году). Фактически по профессии и роду своей деятельности являюсь учителем музыки в общеобразовательной школе. Стаж моей работы в этой профессии на данный момент составляет 20 лет. Имею некоторый опыт частного преподавания фортепиано. Занимаюсь исполнительской деятельностью, иногда.
Однако мой путь к музыке (как и к Моцарту) был отнюдь не мягким, а скорее долгим, трудным и тернистым. В 7 лет меня отдали в музыкальную школу на подготовительные курсы, в 8 — на скрипку, в 9 — появилось общее фортепиано. Обучение было тягостным и муторным. Что касается скрипки, то сначала пьесу на инструменте по нотам разбирала мама, а после показывала мне, что называется, «с рук». До фортепиано дело не доходило вообще. Домашние задания просто игнорировались, поскольку не кому было сидеть рядом и контролировать мои занятия. Вместе с тем этот инструмент меня всегда привлекал. Мне очень нравилось импровизировать и сочинять музыку. Я с удовольствием проводил часы за фортепиано, как только появлялась такая возможность. К концу третьего года закончилось всё печально из-за отсутствия результатов обучения по программе музыкальной школы. Состоялся серьёзный разговор с матерью, во время которого мне впервые в жизни с болью в сердце пришлось принять «судьбоносное решение». Это было решение об уходе из музыкальной школы. Но смириться с ним мне так и не удалось. Я понимал и даже был уверен в том, что придёт время, когда я обязательно вернусь к музыке, но вернусь каким-то иным, своим путём. Так оно и случилось, но уже по прошествии многих лет, когда мне было 17. В последствии мною было принято решение профессионально посвятить себя музыке. Снова музыкальная школа, её окончание (за 3 года) с отличием, поступление в музыкальное училище по классу фортепиано, - стали достижением главной моей цели, вопреки всем жизненным обстоятельствам. Особенно трудными, но и интересными были годы обучения в музыкальном училище. Промчались и эти четыре года. И вот я с успехом сдаю госэкзамены, получаю диплом. Ах, да! И в моей сольной программе был Моцарт!
Наверное, моя история не является типичной, поскольку мне удалось выкрутиться из сложившихся в детстве обстоятельств, не утратив любви и стремления заниматься музыкой. Усилиями воли достичь своей цели, чем я, конечно, горжусь. Однако она является показательной в плане того, как система жестко осаждает и отсеивает тех, кто не готов учиться по её правилам. Позднее эта мысль мне встретилась в книге Елены Хайнер «Стать талантливым музыкантом? Легко!».
В 2002 году было поступление в ВУЗ и начало трудовой деятельности в качестве учителя музыки. Кстати, не будет лишним сказать о том, что школьные уроки музыки в мои школьные годы оставили у меня хорошие воспоминания. Наверное, мне повезло с учителем. Первые впечатления от прослушивания Сороковой симфонии Моцарта, а особенно, Лакримозы из Реквиема, оставили в моей памяти самые яркие и трогательные впечатления. Конечно, не только Моцарт, но и другие шедевры мировой классики. И всё это было услышано мною именно в общеобразовательной школе. Наверное, поэтому перспектива стать учителем музыки в школе мне не казалась недостойной.
С «Софт Моцартом» я познакомился много лет назад, а именно, в 2014 году. И сегодня, в 2022 году могу условно разделить свою педагогическую деятельность на два периода: «до» этого знакомства и «после» него. Да, знакомство с системой «Софт Моцарт» и прочтение книги Елены Хайнер «Стать талантливым музыкантом? Легко!» заставили меня переосмыслить роль уроков музыки и в корне пересмотреть свои методы преподавания. Именно в этой книге я нашел объяснение причин своего разочарования в музыкальной школе в детстве. Справедливости ради скажу, что не только «Софт Моцарт», но и другие концепции привлекали моё внимание, в частности, система В. Кирюшина давала повод к размышлению и попыткам внедрения её в работу. Но увы, ни то, ни другое не прижилось в общеобразовательной школе с её целями, задачами, планами, буднями.
Конечно, поиск новых методов обучения возник не на пустом месте. Он был обусловлен изменениями в системе образования, которые произошли в определенный период. С 2011 года все общеобразовательные школы начали переходить на Федеральные государственные стандарты второго поколения (ФГОС). Это означало, что все первые классы, которые начинали обучение в том году, должны были учиться именно по этим новым стандартам. На следующий год (2012), соответственно, первые и вторые классы и т.д. Как это отразилось на учителях музыки? В моём случае была добавлена дополнительная нагрузка, так называемая, внеурочная деятельность. То есть, кроме уроков музыки, в первых классах, а затем во вторых, был добавлен ещё один курс - внеурочная деятельность, один час в неделю. Данный вид деятельности являлся обязательным для всех учащихся, поэтому на занятия приходил класс, почти в полном составе. Администрация школы сама решила, что я буду вести кружок под названием «Весёлые нотки». С подобными изменениями в ту пору столкнулись многие учителя музыки, главная трудность заключалась в том, что никто не знал, что и как нужно было делать на этой «внеурочке». Приходилось все придумывать буквально на лету. Кто-то из учителей занимался разучиванием песен к праздникам и мероприятиям, кто-то показывал и обсуждал мультфильмы или музыкальные сказки и т.п. Словом, ситуация была тупиковая и критическая, ведь программ по внеурочной деятельности ещё не существовало. Учитель сам должен был её изобрести. Вот и пришлось мне искать выход из этого кризиса. В моём случае выбор деятельности определило название кружка, которое ему присвоила администрация, - «Весёлые нотки». И этим было всё сказано. Я решил не символически, а буквально воспринимать это название. И это не случайно. С самого начала педагогической деятельности в школе меня не покидала мысль о том, что музыкальная грамотность необходима, что детей можно и нужно знакомить с нотами, учить петь именно по нотам, анализировать нотный текст. И попытки это осуществить в моей работе, безусловно, присутствовали.
Здесь важно упомянуть о программе и учебно-методическом комплекте, по которому я работаю на протяжении двух десятков лет. Это программа и УМК Виталия Владимировича Алеева. Примечательно, что обложки этих учебников мелькают в видеолекциях для педагогов «Софт Моцарт» Елены Губочкиной, где за кадром звучат утверждения о том, что на уроках музыки в общеобразовательной школе не знакомят учащихся с нотной грамотой. Однако это не так. Возможно, когда-то в 80-е — 90-е годы прошлого века эти утверждения и были справедливы. Однако система общего музыкального образования, при всем своём несовершенстве, не стоит на месте. Программа В. В. Алеева, на мой взгляд, в этом плане, как раз является достаточно прогрессивной. С самого первого класса в данной программе идёт последовательное и методичное внедрение нотной грамоты. В первом классе - это звуковысотность (ноты и нотный стан), во втором классе - длительности (ноты долгие и короткие) и интервалы, в третьем - паузы и т.д. Да, конечно, всё это даётся не в в триединстве (как в методе Хайнер), а в самой традиционной форме, но отнюдь не сухо и формально, как во многих учебниках по сольфеджио. На страницах учебников Алеева во всех классах с 2-го по 8-й присутствуют нотные примеры для анализа. В Рабочих тетрадях данного УМК для всех классов присутствует песенный материал с нотами в одноголосном (иногда двух и трёхголосном изложении!). Кроме того, в методических пособиях к каждому уроку в каждом классе даются чёткие указания для учителя по анализу нотных примеров прослушиваемых произведений, а также на ноты разучиваемых песен.
Всё это опровергает утверждения об отсутствии музыкальной грамотности и опоры на нотный текст на уроках музыки в общеобразовательной школе. С другой стороны может возникнуть вопрос о том, в какой мере осуществляется реализация данной программы в условиях общеобразовательной школы? И здесь придётся признать, что далеко не в полной. Многие учителя идут совсем по другому пути и не уделяют должного внимания тем видам деятельности, которые направлены на развитие музыкальной грамотности школьников, поскольку привыкли работать по старым шаблонам. Но это уже на их совести.
Итак, вернёмся к моему переосмыслению своих уроков. Надо сказать, что книга Е. Хайнер произвела на меня эффект какого-то озарения. Мне вдруг стало понятно и очевидно, что и как нужно делать в своей работе, к чему стремиться, и, главное, — зачем. С этого момента в каждый урок мною внедрялись элементы нотной грамоты, нотный алфавит, сольфеджирование. Мне понравилась идея о «точке опоры» и я придумывал различные вспомогательные средства, чтобы учащимся было проще выучить и запомнить ноты. Не буду всё здесь описывать, поскольку не всё было эффективно, но одно средство по сей день остаётся безотказной «точкой опоры» в процессе работы над песенным материалом. Это программа musescore. Именно в этом нотном редакторе мною был набран весь песенный материал из нотных хрестоматий к программе Алеева. Именно с помощью этой программы на моих уроках происходит разучивание песен. На доске учащиеся видят нотный текст мелодии песни и слова вокального текста под нотами. Программа озвучивает нотный текст. На доске мелодия, звучит также аккомпанемент. Такой инструмент значительно упрощает разбор песни, ученики видят направление движения мелодии, длительности, и, кстати, фокусную линию! Программа визуализирует процесс исполнения. С помощью онлайн сервиса musescore мною были созданы видеоверсии всех партитур песен, которые выдаются ученикам в качестве домашнего задания. На моем YouTube канале данные партитуры пользуются немалой популярностью. Впрочем, дети тоже с удовольствием поют по нотам на уроках и дома, причём все, с 1-го по 8-й класс. Они приучены к такому формату работы. Для меня и для них сегодня немыслимо работать над песенным материалом без этой опоры. Иногда этот метод пригождается для разучивания песен с выпускниками и родителями, другими учителями.
Каков мой вывод? Если сказать кратко, то работать с нотами гораздо лучше, легче и проще, чем без них. Это касается всего, начиная с разучивания и исполнения песен, заканчивая анализом музыкальных произведений. Говорить с учащимися о музыке на языке музыкальных понятий, терминов, опираясь на нотные примеры, для музыканта гораздо естественнее и приятнее, нежели использовать какой-то дополнительный язык. И этого вполне реально достичь даже в условиях общеобразовательной школы со всеми её недостатками и трудностями.
Однако вернёмся к «Софт Моцарту». Впервые демо версия данной программы мною была опробована на занятиях внеурочной деятельности в 3 классах в малых группах. Тогдашняя демо версия программы отличалась большим разнообразием, чем нынешняя. В ней было несколько фрагментов разных пьес. Детям, конечно, нравилось по очереди садиться за инструмент и пытаться сыграть эти пьесы, то одной, то двумя руками. Некоторые ребята выучивали наизусть отрывки из этих пьес и позже повторяли уже по памяти. Игра на инструменте сменялась пением этих мелодий (сольфеджированием), записью на нотной бумаге. Однако всё хорошее длится недолго. Лимит пьес был исчерпан, интерес к игре постепенно угасал. Было очевидно, что материально-финансовые и кадровые возможности школы не позволят создать студию «Софт Моцарт», поэтому «проект» пришлось свернуть. У меня не оставалось сомнений в эффективности данного метода, просто он не нашёл своего развития в предлагаемых условиях и обстоятельствах.
В те годы мне приходилось выступать на семинарах и конференциях учителей музыки, где я неоднократно упоминал о системе «Софт Моцарт», об авторе метода — Елене Хайнер и о её книге. Одно из моих выступлений было посвящено использованию данной системы на занятиях внеурочной деятельности в общеобразовательной школе. Я рассказывал о программе, о своём опыте, а также демонстрировал видео с Ютуба, где ученики разного возраста играют по программе «Софт Моцарт» и демонстрируют прогрессивные результаты. Во время моего выступления в зале присутствовали не только учителя музыки общеобразовательных школ, но и несколько преподавателей фортепиано из хоровой школы г. Раменское. Надо сказать, что реакция именно преподавателей фортепиано на мой доклад была весьма бурной и даже гневной. Складывалось впечатление, что что-то задело их за больную жилку. «Неужели Вы действительно считаете, что эта программа научит ребёнка играть Бетховена или Шопена?», «Это ведь шарлатанство!» — такие реплики звучали из их уст по окончании моего выступления. Мне, конечно же, нравилось, что мой доклад вызвал столь бурную реакцию и оживление. Удивительно то, что, высказывая свои критические суждения, эти педагоги не учитывали, что речь не идёт о музыкальной школе, о предпрофессиональной подготовке или о подготовке к академическим концертам, а речь шла всего лишь о занятии внеурочной деятельности в общеобразовательной школе. Таким образом, косность старой системы, её сопротивление новому и прогрессивному стали для меня более чем очевидны. И, конечно, такая «живая» реакция на упоминание о «Софт Моцарте» меня ещё больше убедила в истинной ценности этого метода.
В заключении раскрою цель своего появления здесь. В последние годы в системе образования наблюдается тенденция перехода многих учителей в частное преподавание и репетиторство. Этому способствует множество факторов и обстоятельств: всё жёстче становятся рамки государственной системы, зависимость от работодателя, навязывание дополнительных обязанностей для учителей, не говоря уже о несовершенстве самого содержания школьного образования. Все это заставляет задумываться некоторых учителей и родителей об альтернативных формах образования. Всё чаще родители выбирают форму семейного образования для своих детей. А для учителя, вероятно, это способ избежать профессионального «выгорания» и реализовать свой творческий и педагогический потенциал. Ещё в самом начале моей педагогической карьеры я услышал одно ироничное высказывание от старших коллег — учителей музыки. Оно заключалось в следующем: «Из общеобразовательной школы уходят только на пенсию». Не могу сказать, что оно меня обрадовало и вдохновило. В нём слышалась какая-то обречённость. И, несмотря на то, что с годами работа в школе мне приносит всё больше и больше радости, всё же мне не хотелось бы останавливаться на достигнутом и однажды «уйти из школы на пенсию». При всей моей состоятельности в профессии присутствует мысль, о том, что я занимаюсь не совсем своим делом. Ведь, напомню, что имею диплом преподавателя фортепиано. Также есть большое желание развиваться, изучать новое, покорять новые вершины и горизонты. А «Софт Моцарт» здесь оказался весьма и весьма кстати!
Прошу прощения за столь длинное повествование. Всем удачи!
Last edit: 12 Aug 2022 22:11 by Vinogrua.
Please Log in or Create an account to join the conversation.
13 Aug 2022 03:05 #44459
by hellene
Back to the Mozart
Replied by hellene on topic Обучение педагогов Soft Mozart
Здравствуйте, дорогой Алексей Сергеевич!
Огромное спасибо Вам за подробные посты: Вас читать очень интересно и познавательно.
Что касается динамических оттенков и штрихов, то здесь приходится заглядывать в бумажные ноты, где присутствуют редакторские указания.
Во времена Баха динамических оттенков в текстах не было, как и инструментов, способных их передать.
Наш курс обучения отражает саму история развития фортепиано: от 5 октавных клавесинов без динамики до фортепиано с педалью и т д (эквивалент современному был построен в эпоху позднего Шуберта).
Как показала практика, без советов извне дети осваивают оттенки и штрихи органично, "как Бог на душу положит", когда ЗМЗ имеет здоровое отставание по времени.
Далее - игра с метрономом (синхронизация с видео педагога) и артистическое исполнение. Как правило, на этом уровне дети охотно принимают все советы педагога.
Огромное спасибо Вам за подробные посты: Вас читать очень интересно и познавательно.
Что касается динамических оттенков и штрихов, то здесь приходится заглядывать в бумажные ноты, где присутствуют редакторские указания.
Во времена Баха динамических оттенков в текстах не было, как и инструментов, способных их передать.
Наш курс обучения отражает саму история развития фортепиано: от 5 октавных клавесинов без динамики до фортепиано с педалью и т д (эквивалент современному был построен в эпоху позднего Шуберта).
Как показала практика, без советов извне дети осваивают оттенки и штрихи органично, "как Бог на душу положит", когда ЗМЗ имеет здоровое отставание по времени.
Далее - игра с метрономом (синхронизация с видео педагога) и артистическое исполнение. Как правило, на этом уровне дети охотно принимают все советы педагога.
Back to the Mozart
Please Log in or Create an account to join the conversation.
13 Aug 2022 03:09 #44460
by hellene
Back to the Mozart
Replied by hellene on topic Обучение педагогов Soft Mozart
В целом, при исполнении выученного произведения с программой Gentle Piano, должен присутствовать повышенный контроль со стороны исполнителя, что влечёт некоторую напряженность. Однако на этапе разучивания пьесы данная программа помогает подобрать наиболее правильную и удобную аппликатуру, отработать четкую артикуляцию, довести до автоматизма точность длительностей нот и пауз.
Всё так!
На самом деле, при таком уровне исполнения учащемуся вполне можно переходить на бумажный нотный текст.
В рамках экзамена для педагогов такой формат необходим исключительно потому, что мы проверяем Ваше мастерство владения системой Софт Моцарт.
Вы блестяще справились и с этим заданием.
Всё так!
На самом деле, при таком уровне исполнения учащемуся вполне можно переходить на бумажный нотный текст.
В рамках экзамена для педагогов такой формат необходим исключительно потому, что мы проверяем Ваше мастерство владения системой Софт Моцарт.
Вы блестяще справились и с этим заданием.
Back to the Mozart
Please Log in or Create an account to join the conversation.
13 Aug 2022 03:11 #44461
by hellene
Back to the Mozart
Replied by hellene on topic Обучение педагогов Soft Mozart
Наверное, было бы неплохо, если бы программа умела просчитывать не только задержку, но и опережение взятия нот.
Да, это хорошая идея, которая у нас уже есть в списке для "улучшайзинга".
Да, это хорошая идея, которая у нас уже есть в списке для "улучшайзинга".
Back to the Mozart
Please Log in or Create an account to join the conversation.
13 Aug 2022 03:13 #44462
by hellene
Back to the Mozart
Replied by hellene on topic Обучение педагогов Soft Mozart
Было бы прекрасно, например, иметь возможность быстрого доступа к определенным пьесам, которые находятся в работе, чтобы не искать их каждый раз в библиотеке. Конечно, это возможно сделать, создав отдельный каталог в папке song, и скопировать в него нужные файлы. Однако такие действия не добавляют простоты в использовании программы. А как это пригодилось бы, в случае, если программой пользуется не один, а несколько человек и у каждого свой репертуар!
Да, это тоже прекрасная идея, которая стоит в списке пожеланий. Огромное спасибо за то, что напомнили о ней.
Да, это тоже прекрасная идея, которая стоит в списке пожеланий. Огромное спасибо за то, что напомнили о ней.
Back to the Mozart
Please Log in or Create an account to join the conversation.
13 Aug 2022 03:19 #44463
by hellene
Back to the Mozart
Replied by hellene on topic Обучение педагогов Soft Mozart
Однако вернёмся к «Софт Моцарту». Впервые демо версия данной программы мною была опробована на занятиях внеурочной деятельности в 3 классах в малых группах. Тогдашняя демо версия программы отличалась большим разнообразием, чем нынешняя. В ней было несколько фрагментов разных пьес. Детям, конечно, нравилось по очереди садиться за инструмент и пытаться сыграть эти пьесы, то одной, то двумя руками. Некоторые ребята выучивали наизусть отрывки из этих пьес и позже повторяли уже по памяти.
Да, я помню: мы делали такую Демо версию.
Многие педагоги взяли её за основу для начинающих, а потом переходили на нотный текст.
Мы поняли, что такая версия приносит больше вреда, чем пользы, если говорить о масштабном развитии.
Да, я помню: мы делали такую Демо версию.
Многие педагоги взяли её за основу для начинающих, а потом переходили на нотный текст.
Мы поняли, что такая версия приносит больше вреда, чем пользы, если говорить о масштабном развитии.
Back to the Mozart
Please Log in or Create an account to join the conversation.
- Forum
- English Forum
- Learning experience/Опыт обучения
- Teachers Training Experience/Опыт Педагогов
- Обучение педагогов Soft Mozart
Time to create page: 0.140 seconds