fbpx


Our Promotion

Save, Сэкономьте, Ahorrar
×
The 2024-2025 school year starts on September 15th. (31 Aug 2024)

Watch for our updated guidelines to be published before then.

× "Классная" комната

Софт Моцарт в Бийске (Алтайский край, Россия)

More
14 Oct 2022 05:26 #45136 by hellene
Огромное спасибо за озвучивание гражданской позиции!
Напишите, пожалуйста, было ли отправлено письмо адресату в Мин Культуры или размещено на его медийном ресурсе?

Back to the Mozart

Please Log in or Create an account to join the conversation.

More
16 Oct 2022 08:44 #45140 by Аким

hellene wrote: Огромное спасибо за озвучивание гражданской позиции!
Напишите, пожалуйста, было ли отправлено письмо адресату в Мин Культуры или размещено на его медийном ресурсе?


Елена Владимировна, письма отправлены в электронном виде в Министерство культуры и в Министерство просвещения.



Attachments:
The following user(s) said Thank You: hellene

Please Log in or Create an account to join the conversation.

More
17 Nov 2022 23:35 - 19 Nov 2022 19:50 #45312 by Аким
17 ноября выступала с докладом "Программа Софт Моцарт в работе с инвалидами и людьми с ограниченными возможностями" на секции "Лучшие практики в развитии инклюзивной среды" на краевой научно-практической конференции "Инклюзивное образование и его реализация: психолого-педагогическое сопровождение лиц с особыми образовательными потребностями", проходившей в КГБПОУ "Бийский промышленно-технологический колледж" - базовой профессиональной образовательной организации, обеспечивающей поддержку региональной системы инклюзивного профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ в Алтайском крае.













ДОКЛАД


Программа «Софт Моцарт» в работе с инвалидами и
людьми с ограниченными возможностями
Можайская Г.В.,
преподаватель Академии Софт Моцарт

Мелкая моторика человека напрямую взаимосвязана с корой его головного мозга. Работа пальцев является хорошим упражнением для создания и восстановления нейронных связей. Поэтому очень важно и полезно заниматься музыкой и игрой на фортепиано. В музыкальной педагогической практике существуют случаи восстановления и улучшения когнитивных функций учащихся страдающих синдромом дефицита внимания, дислексией, с синдромом Дауна. Существуют примеры, когда занятия музыкой преодолевали, излечивали или в значительной степени ослабляли признаки аутизма (лёгкая и средняя форма). Одним из самых эффективных инструментов при работе с «особенными» учениками является обучающая программа «Софт Моцарт».

Автором интерактивной компьютерной обучающей программы «Софт Моцарт» является педагог, музыковед Елена Владимировна Хайнер. Система «Soft way to Mozart» - это комплекс обучающих музыкальных программ для компьютера и подсоединенного к нему электронного инструмента (синтезатора, пианино). Данная система представлена на выставке научных достижений в университете им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург), признана в Московской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, одобрена Министерством культуры РФ, засвидетельствована в Оксфорде (Великобритания).

Программа «Софт Моцарт» подходит для людей разного возраста (от 2-х лет) и разного уровня подготовки, в т.ч. для людей с ограниченными возможностями: с нарушениями коммуникативной функции речи; слухового внимания; с отсутствием речи; с проблемами слуха, зрения; со слабой общей и мелкой моторикой, с нарушением координации движений, разной формой ДЦП; с РАС (расстройство аутистического спектра); синдром Дауна, с отставанием в развитии и УО (умственная отсталость).

Е.В.Хайнер много лет занималась исследовательской деятельностью. Основной областью изучения была музыкальная педагогика, психология и основы музыкального образования. Ее исследования о наиболее эффективных способах обучения музыкальной грамотности получили дальнейшее развитие и были описаны в серии научных публикаций. Елена Владимировна открыла важный, пропущенный музыковедением факт, что нотный стан не "набор" линеек и пространств, но система, интегрирующая знак (нота) и звук (клавиша). Клавиши фортепиано, которые визуально выровнены с линиями и пространствами Нотного Стана, на самом деле являются недостающей звучащей половиной этой системы. Связь клавиш и нот стала очевидной и наглядной: каждая линейка и каждое пространство переходят в белые клавиши, и наоборот. Вертикальный нотный стал научным открытием, научным фактом, научным достижением. Любому начинающему легко сориентироваться на Нотном стане, перевернутом ключами вверх на 90 градусов. Начинающий видит перед собой «карту» и понимает, что играет левая рука, а что правая, какую именно клавишу и ноту нужно нажать: на линейках или между линейками.
В «Софт Моцарт» за каждой нотой закреплён образ (как в азбуке): до-домик, ре-репка, ми-мишка, фа-факел, соль-солонка, ля-лягушка, си-сито. Образы-пиктограммы отображены на Азбучных нотах Нотного стана и на закладках за клавиши или наклейках на клавиши. Это даёт возможность каждому начинающему мгновенно найти и нажать клавишу, соответствующую ноте. Азбучные презентации нотного текста помогают быстрее справляться с физическими трудностями при исполнении пьесы без лишнего и ненужного напряжения мышечной системы. Справляясь с физическими трудностями, ученик в состоянии направить высвободившееся внимание на решение более сложных абстрактных задач: игру по нотам без визуальной поддержки, запоминание пьесы, игру с метрономом, работу над оттенками, шлифованием и артистическим исполнением.

Через мультимедиа программы Софт Моцарт мы можем увидеть рождение звука, его развитие и завершение и быть непосредственным участником этого процесса в режиме реального времени. Каждая длительность в программе представлена в виде распускающегося бутона цветка. Если длительность не выдержана, то появляется анимированный персонаж - Гномик и ученик понимает, что нужно подержать клавишу ещё. Появляющаяся на цветке Бабочка сигнализирует о том, что клавишу пора отпустить. Анимированный Паучок, предупреждает о том, что нажата неверная клавиша либо нота нажата раньше времени. Ноты с их длительностями стали отзывчивыми, "живыми". Получается, что ученику не нужно высчитывать длительности, они заложены в алгоритме программы. Длительность каждой ноты стала видимой, зрительно контролируемой.

Зрение человека по природе своей точечно-линейно (все языки мира линейны). Глаза могут прочитать только одну строку, одну единственную дорожку информации. На нотном стане в традиционной подаче таких дорожек 22. Глаза человека физиологически не готовы читать несколько строчек музыкального текста. Нашлось решение, когда нотный стан развернули ключами вверх! Начинающему ученику не нужно высчитывать или догадываться о том, что предстоит сыграть, потому что появилась одна дорожка информации - жёлтая фокусная линия, на которой сосредоточена вся информация о том, какие ноты нужно сыграть и как долго их нужно держать на клавишах. Это очень удобно для начинающего, зрение которого ещё не натренировано ориентироваться в многолинейности музыкального языка.
Наука начинается там, где начинаются измерения (Д.И.Менделеев). Данная система измеряет зрительно-моторную задержку (ЗМЗ) ученика при чтении нотного текста в точных цифрах и помогает любому педагогу увидеть, как у начинающего развиваются навыки с нуля. По цифрам программы можно «поставить диагноз» и построить дальнейшую работу с учеником: поработать еще, либо приступить к освоению новых задач и развитию новых навыков.
В программе «Софт Моцарт» 7 модулей, каждый из которых имеет своё особое назначение. Это не просто игры, а тренажёры для тренировки многих важных навыков: координации глаз и рук, мелкой моторики, умению фокусироваться на движущемся объекте и одновременно слышать аудио сигнал (точную высоту каждой ноты), перемещать фокус глаз с нот на клавиши инструмента (тренировка зрения: дальше-ближе), способность различать и сличать цвета и картинки. Алгоритм модулей программы «чувствителен» к ученику: если ученик справляется, программа усложняет задачу, если ученик не успевает – программа реагирует и даёт ученику возможность отработать в более медленном темпе то, что не удалось. Взаимодействие с программными модулями помогает усилить, восстановить и даже выстроить новые нейронные связи между зрительным, слуховым и тактильным восприятием у «особенных» учеников. После развития и совершенствования координационных навыков модули развивают логическое мышление «особенных» учеников, их память и пространственное мышление. Планомерная работа с модулями, постепенное наращивание времени работы с ними и улучшение результатов способствуют развитию выносливости внимания учащегося, развивают способность фокусироваться на решении интеллектуальных задач более длительное время. Взаимодействие с музыкальным текстом через мелкие мышцы рук в модуле в виде интерактивной партитуры, а также пропевание сольфеджио способствуют развитию речевых центров «особенного» ученика.

При работе с особенными учениками следует помнить, что их внимание в первую очередь расходуется на решение физических задач. Увидеть ноту, перенести зрительный фокус на соответствующую клавишу, нажать клавишу - все эти функции для людей с ограниченными возможностями порой являются достаточно сложной, трудновыполнимой задачей. Помня об этом, не следует перегружать внимание ученика дополнительной информацией, объяснениями, требованиями выполнить еще какое-то физическое задание (поменять аппликатуру, считать, думать об оттенках, фразировке и др.). В работе с особенными детьми следует наращивать сложность задач с особенной осторожностью. Автор программы Софт Моцарт даёт подробные методические рекомендации по работе с «особенными» учениками в своей статье «Инклюзивное музыкальное образование» в сборнике «Праздник и повседневность в жизни особого ребенка».

Целью занятий в первую очередь должна являться позитивная физическая шкала развития конкретного ученика, его преодоление ограничений, расширение возможностей, но не идеальный образ пьесы, музыкального текста. Всегда нужно исходить из принципа: музыка для человека, а не человек для музыки, как в обычном, так и в инклюзивном образовании.
Чем же привлекательна программа для учащихся, в частности ОВЗ:

1. Игровая форма. Играя, ученик обучается нотной грамоте и развивает навыки.
2. Разный формат нотного текста от простого к сложному, от конкретного – к абстрактному помогает тренировать зрение.
3. Визуальные подсказки для быстрого поиска клавиш.
4. Крупные ноты для лучшего восприятия.
5. Цветовая кодировка – ориентиры в клавишном пространстве.
6. Удобное программное обеспечение помогает не только читать музыку, но и следить за ошибками. В процессе исполнения произведения ученик видит свои недочёты и ошибки на экране и самостоятельно их исправляет. Уникальная анимированная подсказка понятна всем начинающим и они быстро учатся.
7. ЗМЗ (зрительно-моторная задержка). Ученик видит свой результат и всегда может исправить его или повысить результативность. Цифры в программе являются мощным мотиватором к самосовершенствованию.
8. «Софт Моцарт» содержит библиотеку пьес и упражнения, поэтому есть прекрасная возможность подобрать для каждого ученика, в зависимости от его возможностей и поставленной задачи, музыкальный материал.
9. Подстроить темп исполняемой пьесы под особенности ученика.
10. С программой «Софт Моцарт» приобретается уверенность в своих силах, ученик становится лучшей копией самого себя (сегодня быть лучше, чем вчера), соревнование с самим собой, не сравнивая себя с другими. Поскольку в методе используется развитие комплексных навыков: зрительного, слухового и тактильного, каждый ученик имеет способность опираться на сильные стороны своей личности и постепенно развивать более слабые. «Софт Моцарт» - мощный инструмент для саморазвития, а также снятия психического напряжения и душевных переживаний.

11. Ученик САМ может общаться с музыкальным текстом – ОДИН НА ОДИН.

С программой «Софт Моцарт» я знакома 10 лет. При работе с «особенными» учениками не ставилось целью обучение их игре на фортепиано, программа использовалась в коррекционных целях для развития внимания, мелкой моторики, восприятия, речи.

Роберт, 6 лет, пониженный мышечный тонус (гипотонус). Особенностью работы с такими детьми является дозированность и смена деятельности. Так как мышечная система имеет низкий тонус, требуется инструмент с мягкими клавишами - синтезатор.

Миша, 7 лет, аутизм, отсутствие речи. С такими детьми сложно взаимодействовать, но программа переключает внимание ученика с преподавателя на ноты. Музыкальный текст перед глазами учащегося становится центром внимания. С первых уроков неговорящий Миша начал петь сольфеджио! Мальчик, к моему удивлению, вышел в чтение обычных нот быстрее, чем дети без ограничений в здоровье. Здесь проявилась сильная сторона мальчика.

Миша, 11 лет, умственная отсталость лёгкой степени (F70). Недостатки в развитии мелкой моторики (играл тремя пальцами). Программа Софт Моцарт и клавишный инструмент дали хороший старт в дальнейшем развитии. В настоящее время Миша (15 лет) учится в музыкальной школе по классу фортепиано в 1 классе, по классу вокала в 3 классе.

Артём, 38 лет, инвалид 2 группы с детства. Диагноз: ДЦП, гиперкинетическая форма. Нарушена координация движений, слабая слуховая память. За 1 год занятий по программе Софт Моцарт у Артёма появились положительные результаты. Артём вышел в чтение обычных нот, сыграл свою первую пьесу наизусть, что в начале пути было крайне сложно сделать. Особенно тяжело Артёму держать ноты в левой руке, а в это время играть партию правой руки. Сейчас работаем над произведениями, в которых одновременно играют две руки, т.е работаем над координацией обеих рук. Ещё год назад мы об этом могли только мечтать! Я, как преподаватель, вижу проблемы Артёма и подбираю музыкальный материал именно под него, подстраиваю музыкальное произведение под его особенности.

Вера, 30 лет. ДЦП. УО. Слабая моторика, неустойчивое зрительное внимание. За полгода занятий появилось хорошее устойчивое зрительное внимание. Канал «вижу» ноту на экране, «нахожу» её на клавиатуре – заработал! Пальцы совершенно не слушались, особенно в левой руке и не хотели нажимать на клавиши. Приходилось помогать. Спустя полгода, Вера смогла самостоятельно играть, нажимая на клавиши. Улучшилась мелкая моторика благодаря частому взаимодействию пальцев рук учащегося с клавишами инструмента.

София, 16 лет. Проблемы со слухом после операции на внутреннем ухе. Цифровой инструмент хорош тем, что можно убавить громкость до минимума и ослабить воздействие звуковой волны на органы слуха.

У коллег, работающих по программе Софт Моцарт, есть множество примеров, когда у «особенных» учеников наблюдается положительная динамика, ученики имеют чрезвычайно успешные положительные результаты. У каждого, независимо от состояния его психики, интеллекта, физических возможностей появляется мощный стимул для занятий – интерес и «Я могу!».

Программа «Софт Моцарт» показала свою эффективность в обучении инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья и может внедрена в инклюзивное образование для развития и коррекции. Я как педагог-практик могу смело сказать, что программа Софт Моцарт поможет многим людям открыть в себе новые возможности, грани, таланты, расширить границы развития и преодолеть ограничения.
Раньше учили только тех, кто имел музыкальные данные от природы, т.е. одарённых и талантливых людей. В настоящее время все изменилось! Сейчас можно научить играть на фортепиано любого и каждого!
Программа «Софт Моцарт» меняет представление о музыкальном таланте и позволяет любому человеку быть музыкально грамотным!
Роль системы Софт Моцарт состоит не только в обогащении музыкального образования, но и в распространении музыкальной грамотности во всём мире: в домашнем музицировании, в общеобразовательных школах, в инклюзивном образовании. В мире, в котором музыкальная грамотность, а также возможность считывания музыкального текста станет нормой, легче будет преодолеть и другие проблемы человечества, потому что музыка способна развивать не только мозг, но и душу каждого из нас.

Список литературы:
1. Стать талантливым музыкантом? Легко! Е.В.Хайнер. ред. Николая Курдюмова. – С. 120.
2. Праздник и повседневность в жизни особого ребенка – 2017: Материалы ХХIV Материалы международной конференции «Ребенок в современном мире. Детство: праздник и повседневность». С-Пб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2017. – 319с.
3. Современное музыкальное образование — 2014: Материалы XIII Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. И. Б. Горбуновой. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. — 572 с.
4. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в общем и профессиональном музыкальном образовании //
Современное музыкальное образование - 2004: Материалы межд. научно-практич. конф. – СПб.: ИПЦ СПГУТД, 2004. – С. 52-55.
5. Горбунова И.Б., Хайнер Е. Интерактивные сетевые технологии обучения музыке в Школе цифрового века: программа «Soft Way to Mozart» // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2014. №4 (39). С. 104-109.
Горбунова И.Б., Заливадный М.С., Хайнер Е. Музыкально-компьютерные технологии как информационно-трансляционная система в школе цифрового

This browser does not support PDFs. Please download the PDF to view it: Download PDF



Основные тезисы:
Attachments:
Last edit: 19 Nov 2022 19:50 by Аким.
The following user(s) said Thank You: hellene

Please Log in or Create an account to join the conversation.

More
19 Nov 2022 06:01 #45314 by hellene
Получилось очень ёмко и информативно!

Back to the Mozart

Please Log in or Create an account to join the conversation.

More
19 Nov 2022 09:07 #45315 by Аким

hellene wrote: Получилось очень ёмко и информативно!


Благодарю Вас, Елена Владимировна!
За 1 сутки в ВК это видео набрало 2 тысячи просмотров :woohoo:

Please Log in or Create an account to join the conversation.

More
19 Nov 2022 14:03 #45316 by hellene
Это - успех!

Back to the Mozart
The following user(s) said Thank You: Аким

Please Log in or Create an account to join the conversation.

Time to create page: 0.143 seconds